В Доме с рыцарями в Москве состоялся диалог о «свободном искусстве»

В Доме с рыцарями в Москве состоялся диалог о «свободном искусстве»

Центральный дом Актёра распахнул двери «свободному искусству»
07 марта
22:30

Источник:

4 марта в Центральном доме Актера в рамках конкурса-лаборатории «В нашем Доме. Пушкин» состоялась творческая встреча с педагогом и главным художником Российского Государственного Театра на Покровке Виктором Шилькротом. Виктор Ильич поделился своим профессиональным и творческим опытом, рассказал о знаковых работах, особое внимание уделив постановкам, основанным на произведениях А.С.Пушкина.

В Арт-гостиной собрались и конкурсанты Лаборатории: начинающие художники, сценографисты, актёры, режиссёры и просто любители искусства. В декорациях скромного зала, притаившегося на седьмом этаже старинного особняка, художник поделился своим опытом с начинающими коллегами и рассказал о работе над постановками «Каменный гость» в Большом театре, а также над мюзиклом «Дубровский» в Театре «Поколение».

Встреча не просто была посвящена произведениям Александра Сергеевича, поставленным на театральной сцене. Ведь выбранные работы объединяет общий жанр – музыкальный театр. На их примере Виктор Ильич раскрыл  тонкости работы художника в театре и ответил на профессиональные вопросы.

Творческий вечер начался с просмотра иллюстрации А. С. Пушкина к произведению «Каменный гость». Для Виктора Шилькрота Александр Сергеевич – это не лёгкость, а «изящество в лучшем смысле этого слова». И именно эту особенность творчества классика для него было важно отразить в сценографии.

Художник сделал акцент на процессе работы над спектаклем «Каменный гость». «Спонтанная» постановка каменного гостя родилась в 2015 году. Появилась идея создать лёгкий, камерный спектакль. Даже в оперном формате он с трудом растягивается на два часа. Изначально планировалось соединить воедино две оперы: первое отделение задумывалось как история о Дон Жуане, а во втором показали бы оперу Сергея Рахманинова «Франческа да Рамини». В процессе работы идея обрастала смыслами и все новыми слоями. За месяц до премьеры перед Виктором была поставлена задача показать другого Дон Жуана. 

Сценография в этой опере играет не менее важную роль, чем актёрские работы. В процессе развития действия декорации оживают. Миланский собор превращается в лес, убийцы сливаются во тьме со статуями, и на «спящем», неподвижном месте свершается  кровавая «расправа» над героем. Трагический финал разворачивается в декорациях колонн и статуй, за которыми прячутся члены францисканского ордена. Колонны взмывают вверх, и слетаются невидимые ранее «вороны» с ножами. Повсюду его преследуют тени, и будто бы даже статуи «шевелятся» и по пятам следуют за ним. С помощью костюмов и  декораций создается ощущение постоянного присутствия стороннего наблюдателя. Вместо «Каменного гостя» могущественную руку Дон Жуану протягивает вельможа, восседающий на портшезе.  

На архивных фотографиях, сливающихся в законченный комикс, художник запечатлел процесс подготовки будущих декораций. Первоначальные пять планов конструкции Виктор Ильич собирал вручную из проволоки и стержня, впоследствии макет после представления и согласования изготавливался из дюралевых труб, создающих ощущение «струящийся архитектуры». На практике конструкция сократилась до четырех планов от объёмных до полуобъемных и плоских, отсекаемых двумя занавесами.

В процессе работы над мюзиклом «Дубровский» Виктор Ильич подготовил целый ряд механизмов предметов быта, людей, животных, заменяющих банальные светозвуковые и игровые образы. И хотя фигуры медведя, игрушек и многих других объектов зрителей так и не увидели, художник сумел привести экспериментальный дух классический сюжет. Даже музыкантами на балу оказываются не люди, а лишь куклы, управляемые артистами.

По окончании лекции, гости активно задавали художнику самые разные вопросы:

– Почему в музыкальном театре меньше реквизита?

– Музыкальный театр – он совершенно не бытовой. Довольно трудно пить, есть баранки, чистить зубы, и в это время петь.

– Чем вас притягивает музыкальный театр?

– Мне нравится музыкальный театр своей абстрактной сущностью. Мне кажется, по определению он театральнее... Если люди поют или, «Не дай таннцуют, ни о каком реализме, быте, речь, уже не идет.

–  Случалось ли у вас так, что режиссер ставит задачу, и она кажется нерешаемой?

– Режиссёр по большей части ставит творческие задачи, которые решаются совместно. Автор предлагает своё видение произведения, объясняет команде, под каким бы углом он хотел бы взглянуть на ту или иную историю. И затем вместе с актерами и всем коллективом мы вместе двигаемся. Также и с Дон Жуаном, режиссёр по-своему видел образ главного героя и из его описания рисовал картинку и предлагал свои мысли и их отражение. Технические задачи ставятся не так часто но и решаются заметно проще.  

За полтора часа участники узнали много нового, начинающие художники, актёры и другие представители творческих профессий остались под впечатлением после диалога с Виктором Шилькротом.

История одного здания

«Дом с рыцарями» на Арбате был известен еще в дореволюционное время, в разные периоды истории в его стенах располагались роскошные квартиры, престижный детский сад, доходный дом, женская гимназия и министерство культуры.

Знаменитое здание бывшего доходного дома возникло на Арбате в 1914 году благодаря проекту архитектора Валентина Дубовского. Автор черпал вдохновение в старинной европейской архитектуре — средневековых соборах и замках. Семиэтажное здание в неоготическом стиле, украшенное лепниной и витражами стало самым высоким строением Арбата и попало в десятку московских небоскребов своего времени. Знаменитое название дом приобрёл благодаря скульптурам рыцарей на фасаде. Михаилу Булгакову особенно нравилось здание. Писатель часто посещал Театр имени Вахтангова, расположившийся напротив в 1921 году. 

Предположительно, М. А. Булгаков в одной из финальных сцен романа «Мастер и Маргарита» изобразил небезызвестное здание. В облике статуи Коровьев-Фагот пролетает с Воландом над столицей:

 «Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом…»

На сегодняшний день воинствующий дом принадлежит актерскому клубу,  существующему с 1937 года. В здании находятся пять сцен: Большой, Малый и Камерный зал, Голубая гостиная и Арт-салон, где проходят спектакли, проводят творческие встречи, мастер-классы, конкурсы и фестивали различного уровня.


Читайте также
03 мая
08:00
В медиацентре парка «Зарядье» открылась выставка «Античность. Система координат»
22 апреля
17:00
В «Зарядье» прошёл вечер вокальной музыки
18 апреля
15:30
На «Винзаводе» открылась выставка «Это нам приснилось завтра»