Что скрывается за театральным занавесом, стоит за невероятной легкостью танцовщиков и происходит за секунды до выхода на сцену артистов?
«Свет, Камера, Мотор!»: так принято говорить в кино на съемочной площадке, в театре же можно сказать: «Свет, Зрители, Занавес!» И после этого по взмаху палочки дирижера, на сцене начинается сказка, которую зритель видит только с одной стороны, со стороны зрительного зала.
Утонченные образы, появляющиеся то из одной кулисы, то из другой, радуют глаза искушенного театрала. Невесомые балерины в воздушных костюмах порхают по сцене. А мужественные танцовщики, нарушающие законы земного притяжения, выполняют с партнершами головокружительные поддержки. Стилизованные декорации выполняют важную функцию в спектаклях и помогают зрителям погрузиться в ту эпоху, в которой происходит действие. Это предстает перед глазами балетного зрителя в театре.
Но что же скрывается за этим ярким занавесом, стоит за невероятной легкостью танцовщиков и происходит за секунды до выхода на сцену артистов? Эти вопросы часто интересует заядлых балетоманов и людей, впервые посетивших балет. Сегодня попробую ответить на них, заглянув за кулисы.
Прежде, чем танцевать на сценах театров, будущие артисты балета проходят серьезную школу. За 8 лет обучения в хореографических училищах танцовщики проходят через каждодневные преграды и сложности, слезы и мозоли, боль и преодоление себя. Это формирует сильного духом человека и закаляет стальной характер, который так необходим в этой профессии. В трудную минуту, как бы тяжело не было, подниматься и идти только вперед. Никогда не останавливаться, ежедневно развиваться и с каждым днем быть лучше самого себя — это важнейшие правила жизни успешного человека в целом и артиста балета, в том числе.
После жесткого отбора и трудоустройства в театры обнуляются все учебные балетные успехи, и каждый начинает заново зарабатывать имя и доказывать себе и окружающим, чего он стоит. Любовь к своему делу, трудоспособность, огромное желание и крепкие нервы – это качества, которые помогают достигать успеха в выбранной деятельности.
Каждый артист балета, независимо от наград и званий, начинает день с урока. Так называемый «класс» состоит из определенного набора движений, которые чередуются и комбинируются в установленном порядке у станка и на середине зала. Благодаря этому артисты разогревают тело и держат его в хорошей физической форме. Как говорят «балетные»: «Хорошо выстроенный класс избавляет от любых болячек и дарит заряд бодрости на целый день».
Перед выходом на сцену каждый артист настраивается по-своему. Одним нужно уйти в себя, помолчать, послушать хорошую музыку и подумать о роли. Другие, наоборот, заряжаются энергией и позитивом для предстоящего спектакля душевными разговорами с коллегами. Заглянув за кулисы за несколько минут до начала спектакля, вы сможете увидеть разогревающихся артистов в сценических костюмах и теплых кофтах, носках, гетрах – это помогает сохранять тепло в теле на весь предстоящий спектакль.
Также около сцены выполняют свои приготовления люди, которых никогда не видит зритель, но без них был бы невозможен театр – это звукорежиссеры, техники света и декораций. Гримеры и костюмеры вносят последние штрихи в образы артистов. И вот, объявляют минуту до начала спектакля, выключается свет и начинается действие.
Порой, за сценой царит суета и нервная атмосфера. Кордебалет настраивается на синхронную и эмоциональную работу, ведущие солисты вживаются в роли, перед тем, как раскрыть их перед зрителями. Присутствует легкий мандраж и небольшое волнение, особенно, если кто-то готовится выйти в новой партии.
Но с первым шагом из-за кулис, в тот момент, когда артист появляется перед глазами публики, волнение пропадает и начинается танец души и тела. Во время финальных поклонов и аплодисментов зрителей, от которых получаешь колоссальную душевную отдачу, приходит понимание того, что это счастье — смотреть на зрителей и дарить им свою улыбку со сцены.
У каждого артиста со сценой связано множество воспоминаний и счастливых моментов. На ней проходят премьеры танцовщиков в легендарных балетах великих хореографов и композиторов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка» и многие другие. Каждый спектакль дарит невероятные эмоции, которые вдохновляют и окрыляют исполнителей, а теплая энергетика благодарного зрителя заряжает и способствует творческому росту.
После спектакля артисты поздравляют друг друга с окончанием, идут в гримерные комнаты, снимают сценический макияж, а дальше… А дальше у каждого начинается своя жизнь вне стен театра. Но на следующий день все вновь встретятся у балетного станка, чтобы подарить людям частичку искусства и прожить очередную историю на сцене перед глазами зрителя.
Напишите в комментариях, что вам было бы интересно узнать об этой "закрытой" профессии артиста балета?