Чем питаются балерины, что у них в голове и правдивы ли истории о стеклах в пуантах.
Балет – много ли мы знаем об этом изящном искусстве? Его двери закрыты для массового зрителя, и открываются только по особенным дням, когда на сцене царит творчество, слышно шуршание костюмов и слепит яркий блеск софитов.
Зритель видит стройных балерин, атлетичных танцовщиков, струящиеся ткани, пачки и пуанты. Но всех интересует то, что скрыто, поэтому о балете сложилось так много противоречивых слухов и мифов. Сегодня я постараюсь развеять самые популярные и выяснить, какие из них правда.
На крайний случай шпинатом на завтрак, обед и ужин... Это самое частое заблуждение, с которым сталкиваются люди при упоминании балерин. Каждый день артисты балета тратят огромное количество сил и энергии на многочасовые интенсивные физические нагрузки. В зависимости от расписания количество активных часов варьируется от 1,5 до 12. Сюда включаются утренняя разминка, дневные и вечерние репетиции, спектакли, переезды и гастроли. Без восполнения питательных веществ в организме танцовщицам не хватало бы сил для того, чтобы выходить на сцену, выполнять техничные партии, прыгать и вращаться.
Изнуряющие диеты чаще остаются в подростковом возрасте, когда идет перестройка организма. Взрослым артистам, как и всем людям, нужна правильная и здоровая пища. Каждая балерина знает, в каком весе ей комфортно находиться, и старается придерживаться его, время от времени позволяя себе любимые лакомства. Отсутствие запретов в еде и колоссальные энергозатраты позволяют сохранять артисткам балета легкость и невесомость.
Много лет назад, может, так и было. Но современный мир диктует новые тенденции. Сейчас это очередной стереотип, который разрушают действующие балерины. Часто семейные пары складываются между балетными артистами, кому-то так проще: разговаривать с человеком на одном языке, ездить вместе на гастроли. Нередко избранниками танцовщиц становятся люди и из других профессий.
Некоторые балерины не хотят делать перерыв в работе, терять форму на пике карьеры, поэтому откладывают рождение детей на потом. Но есть масса примеров успешного совмещения материнства, даже многодетного, и профессии артистки балета.
Светлана Захарова – прима-балерина Большого театра и этуаль миланского театра «Ла Скала» – счастлива в браке. Вместе с мужем, выдающимся скрипачом Вадимом Репиным, они воспитывают дочку. Это не препятствует творческой деятельности родителей.
Наталья Огнева – единственная в мире действующая прима-балерина классического балета, родившая троих детей. Она считает, что семья и дети – самое главное в жизни. И это только помогает ей порхать на сцене по сей день.
Помимо физических нагрузок, балет — это еще и умственный труд. Каждый день танцовщики запоминают комбинации движений, учат порядок спектаклей или танцуют уже знакомый хореографический текст. Будущие артисты со школы совмещают балетные уроки с общеобразовательными предметами, поэтому говорить о том, что у них в голове только балет, неправильно.
После хореографического училища многие, помимо артистической деятельности, продолжают учиться в высших учебных заведениях по профилю или же выбирают другое направление. Здесь все зависит от самого человека и от того, насколько он хочет быть разносторонне развит. Каждый сам распоряжается свободным временем и расставляет приоритеты. Было бы желание.
Не берусь утверждать, что этого нет совсем. Здоровая конкуренция в профессии — это нормально, она подстегивает многих к самосовершенствованию и повышению уровня мастерства.
Другое дело, что есть и темная сторона соперничества. Обычно к ней прибегают недостойные люди, которые не способны доказать свое первенство работой и искусством. Тогда в дело идут слухи, сплетни и зависть. Но стекла в пуантах и порванные пачки — это единичные случаи, которые выходят за рамки обыденности. Эти издержки профессии всегда были, есть и будут. Их побеждают сильные люди с закаленным с детства характером. Бывают случаи и крепкой дружбы между балетными артистами.
У балерин правда часто болят ноги. Сказываются постоянные нагрузки и работа на пределе возможностей. Здесь важно заботиться о своем «рабочем инструменте». Восстановиться после тяжелого трудового дня помогают солевые ванночки, массаж и успокаивающие кремы.
Мозоли тоже привычное дело, но чаще всего их появление можно предотвратить профилактикой и подготовкой ног к репетициям. Пальцы ступней многие танцовщицы заклеивают пластырем, а внутрь пуант надевают специальные вкладыши, которые смягчают сцепку с полом и помогают чувствовать себя комфортнее в танце.
Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Зритель в театре видит только одну сторону балетного искусства. Неизвестность порождает так много слухов. Не все из них имеют отношение к правде. Чтобы узнать истину, лучше спросить самих танцовщиков. Они, как никто другой, знают эту профессию изнутри и каждый день встречаются с ее изнанкой.