Чистый разум. Пройти психбольницу за час

Чистый разум. Пройти психбольницу за час

«Будь сумасшедшим, если тебе так нравится. Это — право каждого из нас» 

— Виктор Гюго, “Человек, который смеется’’

27 декабря
21:00

Источник:

Где грань между безумием и адекватностью и существует ли она? Почему нас так увлекает вся эта тема, и не потому ли, что сумасшествие живет в каждом из нас? За просмотром фильмов и чтением книг, где демонстрируется существование в доме для душевнобольных, не задумывались ли вы о том, насколько легко или сложно было бы доказать свою адекватность, попав туда безумцем? 

Мне кажется, в глубине души многие бы хотели испытать это на себе, погрузиться в обитель живущих в душе демонов, чтобы испытать себя, увидеть эту извращенную форму существования. 

Возможно, я открою тайну, но вы действительно можете это сделать без какого-либо вреда для себя. Перформанс «Чистый разум» раскрывает перед вами свои двери.

Что же такое перформанс? 

В настоящее время весьма активно развивается индустрия квестов в реальности. Только в Москве их насчитывается уже более семиста штук. 

В целом, любой квест представляет собой интерактивное приключение с прописанным сюжетом и определенной тематикой; как правило, любой квест проходит в строго ограниченном пространстве, а его задачи варьируются от случая к случаю. Впрочем, практически все квесты Москвы предлагают пищу для ума: часто, чтобы найти подсказки к сюжету или необходимые предметы, игрокам предлагается решить разного рода задачи.

Перформанс – это тоже квест, но уже с участием одного или нескольких актеров.

«Чистый разум»—не совсем квест в прямом смысле этого слова. Здесь вы не встретите загадок, невпопад разбросанных по локации, решая которые вы уже забудете сюжет, устанете морально и полностью выпадаете из нужной атмосферы. Здесь все сделано максимально реалистично. Вам придется включить смекалку и внимательность, взаимодействовать с врачом и искать способ сбежать из больницы прочь.

«Чистый разум»—это то, что хочется пройти раз, а потом стереть себе память и повторить этот опыт вновь. Каждая игра в нем неповторима, поскольку все напрямую зависит только от вашего поведения во время нее, актеры будут подстраиваться под вас, а не подстраивать вас под какой-то придуманный сюжет. Здесь очень легко забыть – реальность это или лишь игра. И это ни капли не преувеличение. Погрузившись в атмосферу с головой, вы испытаете непередаваемые эмоции. И именно поэтому данный перформанс столь любим опытными игроками и уважаем организаторами других квестов. 

О том, как создавался и развивался этот проект я решила спросить его создателя – Марию Богомолову:

hL_Dpi6oEUs.jpg"Созданием «Чистого разума» мы начали заниматься в январе 2015 года вместе с создателями квеста Insania. На тот момент были уже весьма распространены эскейп-румы, а вот квесты с актерами только начинали появляться. Тогда мы еще не осознавали, что перформанс Insania был эпохальным, одним из первых, где актёр действительно качественно пугал людей, что для того времени было в новинку. Поэтому мы недолго думали о том, делать обычный эскейп-рум или перформанс. Обычные квесты я и сама не люблю: все эти задачки логические – не по мне. Рассудив, что я такая не одна, и игроков, приходящих за яркими сильными эмоциями, потенциально гораздо больше, чем игроков, приходящих за сложными красивыми задачами, мы сразу решили, что будем делать именно перформанс. 

Теперь возникла другая дилемма – какой выбрать жанр: хоррор или триллер? При том, что страшные квесты отлично продавались на тот момент и столь же хорошо продаются и сейчас, мы все же склонились к триллеру: самой мне неприятно от жутких и страшных квестов, крови и маньяков, зато меня очень привлекала идея импровизационного взаимодействия актера с игроками. Мы рассчитывали на то, что если делать квест, который лично тебе очень интересен, то получится лучше, чем если делать то, что объективно пользуется спросом, но лично тебе не близко. Сейчас, когда квест существует уже больше года – могу с уверенностью сказать, что это было правильным решением.

Выбрав жанр, мы принялись за разработку тематики и сюжета. Прежде всего, мы хотели сделать квест реалистичным, таким, чтобы в его сюжет можно было бы погрузиться. Так, трудно поверить, если тебе говорят, что ты на космическом корабле в 3025-м году. В то же время никому не была бы интересна тематика чего-то слишком знакомого и привычного, как, например, магазин или отделение полиции. Почему остановились на психиатрической больнице? С одной стороны, это абсолютно реально, а с другой – такое не встречаешь каждый день. Да и грань нормальное/ненормальное—достаточно интересная тема. 

Что мне особенно нравится, так это гибкость, которой подвергается сюжет квеста. Мы открылись в июне 2015-го года, и, хотя, формально, задачки остались те же, сюжетные моменты стали гораздо богаче, гораздо разнообразнее. Если изначально у нас был специальный человек, который прописывал нам сюжет, и мы платили ему за это деньги, то вскоре мы поняли, что это абсолютно бессмысленное занятие. Можно заранее придумать идею, канву, но прописать целиком сюжет от начала и до конца нельзя, ведь на деле выходит огромное количество импровизации. И даже она у каждого актёра своя. За счет большого опыта взаимодействия с разными командами актеры часто угадывают, какой именно сюжетный поворот произведет наиболее яркое впечатление именно на эту конкретную команду, ведь игровые элементы, производящие сильное впечатление на одну команду, могут быть скучны или даже вызвать негатив у другой. И потому, по моему мнению, сюжетом игры должны заниматься именно актеры.

На самом деле, работа актеров не столь легка, как может показаться на первый взгляд. Ведь сложно даже просто играть на сцене, владея материалом и распоряжаясь своим выступлением, а здесь ты, в принципе, зависишь лишь от игроков. Самое важное, чтобы самому актёру было интересно, потому что если ему скучно и всё это превращается в какую-то формальность, то самое главное теряется. Он может отыграть замечательно и сделать всё по плану, но в квесте должна быть какая-то своя энергетика. Другой сложный момент заключается в следующем. Если игры прошли хорошо и все ловят кайф с происходящего, это оставляет огромный заряд позитива, но если что-то пошло не так, игра не удалась, то ты получаешь ровно такой же заряд негатива. Ведь надо переключаться на другую команду, и не всегда это даётся легко.  

—Помните какую-то особенную игру, которая запомнилась вам?

Один из моих самых любимых моментов, это когда девочка боялась и дёргалась в процедурной, тогда Женя актёрил, он и говорит ей:

- Не дёргайся, не в ту вену попаду.

- В какую «не в ту»? Там одна.

- А ты откуда знаешь?

- Я врач.

- А я – нет.

Момент этот очень нравится, поскольку он одновременно и реалистичный, и одновременно выходит за рамки обыденного движения в квесте. Импровизация производит хорошее впечатление на игроков. 

Именно потому к нам часто приходят и во второй раз. И знаете, с одной стороны, играть повторные игры проще, ведь люди понимают, о чём речь, и им, очевидно, все уже понравилось. С другой стороны, нужно придумывать что-то новое, чтобы снова удивить. Однако такой мозговой штурм, как и всякое творчество, безусловно приносит удовольствие". 

Евгений Манков – актер и оператор перформанса «Чистый Разум»:

aLZQgHKvMH4.jpg—Высока ли конкуренция в мире квестов?

На данный момент в Москве насчитывается около семиста квестов. Так как хорошо сделанный квест приносит доход, многие стремятся вложить по максимум, потратить кучу денег на антураж, актёров. Я слышал, даже есть квест с десятью актёрами, правда, не знаю, что они там делают. (смеётся) В общем, ходишь по квестам и понимаешь, что все эти вложенные миллионы часто не стоят ничего. Гораздо важнее сделать его правильно. Что и произошло с «Чистым разумом». Квест у нас не многомиллионный, но он сделан грамотно и с умом – похожих проектов единицы.

—Можешь назвать плюсы и минусы в работе актёром квеста?

Одним из плюсов является общение, контакт с разными людьми. Это очень расширяет кругозор и безумно помогает в жизни, позволяет быть более гибким и мобильным в общении и новых знакомствах, чувствовать себя в любой компании и неожиданной ситуации как рыба в воде.

И опять же, если в страшных квестах актер просто пугает и выскакивает из темноты, то тут мы должны взаимодействовать с игроками, подстраиваться под них, импровизировать и быть одновременно в роли. Что-то я не туда зарулил… А какой вопрос был?

Минусы случаются редко. Бывает, что игра после безумно тяжелого рабочего дня заканчивается в три часа ночи, а следующая уже в девять часов утра... приходится играть из последних сил и при этом выдавать эмоции.

Никому же никогда не интересно, болен ли актер, что у него происходит в жизни, выспался он или нет? Он должен играть на сто процентов и не халтурить. 

Актер—это зачастую самая неблагодарная работа.

Но, конечно же, все эти мелочи перекрывает огромное количество плюсов. В первую очередь, это горящие глаза игроков, выходящих с квеста, которые находятся в настоящем детском восторге, это эмоции, и, конечно же, когда тебе жмут руку и говорят: “Спасибо Вам за игру, это было нереально круто”.

Ради этих плюсов я и работаю.

—Что входит в обязанности оператора?

Почему-то у игроков сложилось ошибочное мнение, что оператор квеста никакого значения не имеет. На первом плане – это актёр. Есть такое выражение, как «театр начинается с вешалки», а тут квест начинается с оператора. От того, как тебя встретит оператор, зачастую зависит игра. Если оператор как-то негативно поприветствовал команду, плохо отнёсся к посетителям, то высока вероятность, что и сама игра пройдёт плохо. Поэтому первая и основная задача оператора – это создать настроение. 

Оператор также является надёжным тылом для актёра: он всегда подскажет тому, как действовать, исходя из реакции команды, отрегулирует свет, звук. Оператор и актёр должны работать в тандеме. 

—Доволен ли ты своей работой?

Да. Я люблю свою работу! Серьезно, я счастливый человек, потому, что моя работа меня не только кормит, но и приносит мне удовольствие. Знаешь сколько людей мечтает о таком?

—Какие бывают нестандартные ситуации на квесте?

Они у нас случаются постоянно! Самая, пожалуй, неадекватная и нестандартная ситуация, которая у нас была, это когда игроки настолько, видимо, погрузились в атмосферу квеста, что, лишь только освободившись из смирительных рубашек, они с кулаками и на полном серьёзе накинулись на актёра. Или когда меня какие-то девочки-маньячки пытались глушить нашатырным спиртом. Или когда актёру в шею вогнали настоящий шприц. У нас бутафории нет, поэтому сами понимаете, какие ощущения. Так что, зачастую нам самим страшнее, чем игрокам.

—А бывали ли какие-то особенно приятные моменты?

Нам больше всего нравится, когда игроки вступают с нами в некую импровизацию, и тогда это уже получается настоящий театр, где по-настоящему главными актёрами становятся сами игроки.

—Квесты бывают с различной сюжетной тематикой, а какая близка тебе ближе всего?

Помимо тематики психбольниц, а я и фильмы люблю на эту тему, очень, конечно, привлекает мистика разного рода, и самое крутое, конечно, когда всё это ещё и реалистично. 

—Кем мечтал стать в детстве?

Ну в детстве я мечтал выступать в Кремле, но это уже как-то не важно. (смеётся) Хотелось приносить людям радость, счастье и позитив, и когда я вижу, что люди уходят довольные, то на душе сразу хорошо становится, счастливым делаюсь.

—А на кого учился?

Режиссура театрализованных праздников и представлений. Так что в принципе с полным пониманием ситуации могу сказать, что работаю по профессии, чего практически не случилось у остальных выпускников. (смеётся) Тут и сценарий, и режиссура, и актёрская игра, и представление, так что полученные в течение пяти лет знания я реализовал здесь. 

—Имел ли ты какой-нибудь иной опыт работы?

Сначала я работал диджеем на сельской дискотеке, хотя работой это назвать трудно: я просто переключал треки, которые мне нравились и ещё деньги за это получал! (смеётся) Потом после института меня направили в Майский дворец культуры в Белгороде, где работал, и методистом по работе с молодёжью, и сценаристом, и режиссёром, и также выступал на сцене. Также работал бэк-вокалистом в караоке-клубе. В Москве я успел только поработать официантом, и потом вот… попал в дурдом. 

Автор: Татьяна Наумова

Фотограф: Катерина Сорокина

Журнал: ГАУГН-Z


Читайте также
02 июля
12:20
Реалии российского спорта. Интервью с Дмитрием Егоровым
11 февраля
15:00
Выстрел в Сокольниках
09 февраля
10:15
ZOOFELLINI: Интернет и ТВ времен Римской империи