Авторское кино представляет собой уникальное явление в мире кинематографии. Это особый жанр, который выходит за рамки стандартных коммерческих формул и клише, предлагая зрителю глубоко личное видение режиссера.
История
Невозможно точно установить когда и где именно появилось авторское кино. Считается, что эта концепция формировалась и развивалась в кинематографе долгие годы. Одно из первых упоминаний термина появилось в статье-манифесте французского режиссера Франсуа Трюффо «Одна тенденция во французском кино» в 1954 году. В статье он критикует однообразное современное кино со стереотипными сценариями. В противовес традиционному европейскому кинематографу Трюффо упоминает «авторское кино» и подмечает, что его создают кинематографисты.
До появления авторской теории кинофильм считался продуктом индустрии – совместным произведением сценариста, продюсера и режиссера. Теоретики авторского кино же утверждают, что ключевой фигурой всего процесса и непосредственным автором является режиссер.
Дальнейшее формирование концепции «авторов» способствует более широкому раскрытию термина. Теоретики определяют их как людей, выработавших индивидуальный стиль повествования, с узнаваемыми приемами и характеристиками. Например, фильмы Чарли Чаплина, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино сложно спутать с картинами других режиссеров.
В современном кинематографе
На сегодняшний день авторское кино является официально признанным и любимым многими искушенными ценителями. Последние 20 лет оно активно покоряет всемирно известные кинофестивали.
«Авторским» считается фильм, в котором хорошо заметен индивидуальный почерк автора, то есть режиссера. Подобное кино часто не предназначено для массового зрителя, оно не выражает популярную позицию. Режиссеры могут экспериментировать с методами съемки и смешением жанров, акцентировать внимание аудитории на социальной тематике или психологической составляющей своей картины. Это некоммерческие картины, снятые с иной целью, нежели зарабатывание денег.
На основе авторской теории появились такие граничащие с ней понятия, как «артхаус», «независимое американское кино» и т.д.
Что посмотреть?
Нам повезло жить в период расцвета авторского кино. Для того, чтобы поближе познакомить вас с этим феноменом, мы подобрали 4 фильма, в которых отражается уникальный стиль их создателей.
1. Криминальное чтиво – культовая картина режиссера Квентина Тарантино. В фильме собрано несколько переплетающихся историй, которые разворачиваются вокруг криминального мира Лос-Анджелеса. Он известен своей необычной структурой повествования и является одним из самых влиятельных фильмов 1990-х годов.
Один из главных элементов картины – длинные и тщательно проработанные диалоги. В них гармонично вплетен свойственный Тарантино юмор. «Тарантиновские» диалоги действительно стали визитной карточкой фильма и режиссера.
2. Меланхолия – драматический фильм, снятый датским режиссером Ларсом фон Триером. Картина хорошо раскрывает темы депрессии, личных взаимоотношений и апокалипсиса.
Фильм отличается впечатляющими визуальными эффектами, которые создаю атмосферу красоты и ужаса. Тем не менее, он вызвал споры из-за поднятых тем, медленного повествования и уж очень депрессивной атмосферы. Ларс фон Триер мастерски возвел чувство тоски и одиночества в абсолютную максиму. Это и отличает его картины от всех остальных.
3. Отель «Гранд Будапешт» – драматическая комедия Уэса Андерсона. Фильм рассказывает историю легендарного консьержа Густава Х. и его молодого помощника в вымышленном отеле в период между мировыми войнами. Картина включает в себя элементы детектива и приключенческой комедии.
В фильме прослеживается фирменный стиль Уэса Андерсона: яркие цвета, симметрия, тонко проработанные детали каждого кадра. Эксцентричные герои попадают в совершенно абсурдные ситуации, что создает уникальную комедийную атмосферу. Картина укрепила репутацию Андерсона как одного из самых оригинальных современных режиссеров.
4. Синий бархат – нео-нуар триллер режиссера Дэвида Линча. Фильм показывает контраст между внешним благополучием и скрытыми пороками маленького городка, в который возвращается главный герой.
Фильм считается одним из лучших в карьере Линча. Он стал эталоном для жанра нео-нуар и по сей день продолжает вдохновлять режиссеров своей уникальной визуальной эстетикой и глубоким анализом человеческой природы. Линч известен использованием сюрреалистических элементов и символизма, что делает его фильмы уникальными и запоминающимися.