«В Никуда возьмут всех» или как вагон электрички «Поварово-2 - Сандарово» стал искусством

Одна электричка, одна идея, десятки талантов и тысяча эмоций...

30 декабря
19:15

Одна электричка, одна идея, десятки талантов и тысяча эмоций...

Условия карантина накладывают на каждого из нас свои ограничения. Меняются отношение к жизни, интересы и взгляды на многие вещи. Но такие изменения рождают новые идеи и методы их реализации, поэтому искусство также движется в ногу со временем, отражает чувства своего создателя, носит в себе его идеи и эмоции. Оно живет в любых условиях и, в нашем случае, даже в вагоне богом забытой электрички. Это история о том, как инициативные, талантливые люди объединились, чтобы создать нечто прекрасное, сломать определенные рамки, выразить себя и свое отношение к текущему укладу жизни в достаточно экстремальных условиях! Это история об идее, которой суждено было жить!

И идея эта в том, чтобы бросить вызов тем обстоятельствам, что ограничивают творцов в их деятельности. В связи с мерами по борьбе с распространением Covid-19, галереи, музеи и выставки приостановили свою работу. Художники потеряли возможность делиться своим творчеством вживую и собираться всем вместе, чтобы создавать и организовывать новые инсталляции. Но разве это может остановить искусство? Мне удалось познакомиться с творчеством некоторых участников выставки «Из России в Никуда» через платформу TikTok и Instagram и связаться с ними. Сегодня мы поподробнее узнаем, как это было, у Анастасии Клеповой, одной из зрительниц и участниц закрытой выставки «Из России в Никуда».

Со всеми работами участников можно познакомиться на странице Instagram @from_russia_to_nowhere. Там же вы найдете каждого автора и сможете взглянуть на них лично.  

HEPvNgyFcCY.jpg?size=852x1280&quality=96&proxy=1&sign=bf3aca5f7d06cb16b26267637013c43d&type=album

- Как говорится: «героев нужно знать в лицо». Расскажите миру о себе. Чем занимаетесь, живете, дышите? Как стали частью выставки?

- Я-предприниматель. У меня свой бизнес в сфере путешествий. В прошлом я журналист, раньше много писала о современном искусстве и таким образом познакомилась с художественным сообществом, именно с Ромой Мокровым, одним из главных вдохновителей прошедшего мероприятия. Мы подружились и с тех пор я часто становлюсь гостем его выставок, которые проходят в Манеже, Третьяковке. Я так или иначе связана с искусством, так как организовываю путешествия не к местам, а к людям. В моем проекте «Глухомань go» мы часто посещаем художников, архитекторов, реставраторов и непосредственно занимаемся темой русского современного искусства. Также у меня есть арт-проект «впусти ковер». Я разрезаю винтажные дагестанские ковры на части и вставляю в рамы, ковры вешаются на стены, это привычный всем нам формат, но выполняется он на современный лад, на стыке дизайна и искусства.

- Ваше художественное объединение, которое организовало выставку, существует на постоянной основе или это такая единоразовая акция? Цели создать художественное объединение какого-то нового формата, набрать людей не было. Мы кинули кличь в художественное сообщество, кто захотел, тот присоединился к реализации нашей идеи.  Утвержденного манифеста у выставки тоже не было, но «в Никуда возьмут всех»-это перефраз известного названия инсталяции Ильи Кабакова «в будущее возьмут не всех.» Принципиальным было то, что искусство уедет в Никуда. Этот проект уже оформляется как триединое произведение. Впереди еще 2 мероприятия, которые завершат эту концепцию, они тоже будут связаны с электричками, но действие происходить будет по-другому. Пока я не могу раскрыть что это будет, но события запланированы на старый новый год и лето 2021.

- Чем или кем вдохновлялись при создании выставки?

- Как уже сказала выше, Ильей Кабаковым непосредственно. Также существует арт-группа «Война», которая создала свой проект «Поминки по Пригову» в вагоне метро, и мы заметили определенную схожесть уже после нашей выставки. Организаторами нашей выставки стали Роман Мокров и Никита Будкин. Никита - русский бёрнер, он ездил в США на Burning Man, и на нашем, отечественном, тоже присутствовал. Он и помог докрутить нашу идею. Рома же вдохновляется эстетикой русских промзон, неустроенности, стыков реальности, которые неизбежно присутствуют в русской жизни. Он часто эксплуатирует тему электрички, в частности «Москва-Петушки». Эстетика электрички очень часто в его искусстве фигурирует. Всегда хотелось сделать более масштабный художественный акт, более хулиганский, в рамках которого хотелось бы оставить предметы искусства в самом пространстве, вот так и родилось наше детище.

- Что самого необычного, рискованного, опасного произошло во время подготовки к выставке или в ее процессе? Что запомнилось?

- В процессе подготовки мы думали, как нам поступить, какое направление электрички выбрать, согласовывать ли с компанией пассажирских перевозок или стоит оставить тайным, какие вообще границы дозволенного в этом мероприятии. И самое забавное, что за все время нас никто не заметил, мы выбрали довольно непопулярное направление поездки, даже в кассе отказались пробивать 50 билетов, так как вероятность появления кондукторов мала и можно сэкономить много денег. Мы выбрали это направление, чтобы никому не мешать и привлекать меньше внимания. Мы не совершали ничего противозаконного, но найти предлог «разогнать» народ пассажиры или власти нашли бы. В остальном все прошло гладко, мы доехали до нужной станции и совершили задуманное.

Z2RN_-a2ozw.jpg?size=828x549&quality=96&proxy=1&sign=7b9a3b097f063030d75bcebff5e9027f&type=album

- Знаете ли вы что стало с выставкой или предполагаете?

- Если пофантазировать то, чей-то дом, начальника поезда или уборщика, предположим, украшают понравившееся ему арт-объекты, которые мы оставили. Можно предположить, что у кого-то дома они хранятся. Но современное искусство - это не то, чем, может быть, среднестатистический человек хотел бы украсить свое жилье. Возможно, эти объекты вообще выкинули, а может они украшают чей-то подъезд.

- Окуните наших читателей в атмосферу выставки, что же там происходило? О чем говорили, какие итоги подводили?

- Безусловно, говорили о 2020 годе, о новой реальности. Этот путь для каждого свой. Все арт-объекты мы отправили в никуда и таким образом остались только воспоминания. Смысл быть здесь и сейчас, а не думать, что станет с нашим творчеством после выставки, смысл в проживании данного момента, в ощущении, куда мы едем и для чего это все делаем. У каждого ответ был свой. Мы ехали по России в типичных для нее декорациях, только немного изменили их, сделали наш персональный разлом реальности. Каждый делал свои выводы. Мы оставляем людям возможность самим судить об этом мероприятии и возможность самим судить, куда же мы ехали и что же это было на самом деле. В самом действии мы постелили красную ковровую дорожку, все украсили. Распределили арт-объекты. Сделали торжественное открытие, приступили к перфомансам, а потом была мини-дискотека, которая закончилась песней группы «Кино» «Перемен».

- Как отреагировали на вашу выставку пользователи социальных сетей, зрители? Что для вас современное искусство?

- Зрителей в самом вагоне у нас не было, это достаточно непопулярное направление, как я уже сказала. Но на платформе TikTok я получила множество комментариев к нашему детищу. Люди поделились своим видением происходящего и для меня это было невероятно ценно. Люди могут что угодно думать про современное искусство. Но в этом-то и крутость! Всегда будет разговор о том, искусство это или нет, искусство это или мусор, который мы оставили в вагоне. Такие разговоры часто возникают, их мы и вызвали. Для меня самая главная ценность современного искусства в том, что к нему можно подходить по всякому. Можно понимать или не понимать. Любая точка зрения возможна! И искусство определенно учит мыслить шире!

- Какой совет можете дать читателю на наступающий год?

- Я нашла, нахожу и продолжаю находить для себя какие-то способы самореализации и времяпровождения в зависимости от ограничений, которые накладываются на нас в жизни. Мне кажется, вот так вот искать разлом реальности и неплохо проводить там время - это стоящее занятие. Это и могу посоветовать.      

SaKqgx8aQVQ.jpg?size=828x1104&quality=96&proxy=1&sign=cbf0537ca9e31d5c90226a1cb3a8b0b7&type=album


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
14 января
18:06
Всемирный день “The Beatles”
22 декабря
20:10
Михаил Пиотровский: Эрмитаж содержит в себе рецепт, как быть самим собой и частью общества
16 декабря
11:30
XXV международный фестиваль кинофильмов и телепрограммм «Радонеж