Французская Новая волна: предпосылки, принципы, примеры

Французская Новая волна: предпосылки, принципы, примеры

Новая волна (1958 - 1963 гг.) - период во французском кинематографе, который дал гигантский импульс миру кино. Лекция кинокритика Мариты Захаровой. 

26 мая
00:25

Источник:

Франция. Конец 50-ых годов. Образ молодой актрисы Брижит Бардо в кинокартине «Бог создал женщину» производит сексуальную революцию в консервативном европейском обществе. Режиссер, кинокритик, выпускница ВГИКа, Марита Захарова рассказывает: «Впервые женщина появляется раскрепощенной, сексуальной. Как писали многие критики, она в этом сексуальном образе невинна, как котенок: здесь сочетаются кошачья грация, эротицизм и наивность - без пошлости, без «призывного взгляда», который часто можно заметить в голливудских кинопродуктах». Образ Брижит – образ времени, символ культурной революции: каждая французская девочка стремится подражать Бардо в одежде, прическе, макияже и, что самое главное, в мироощущении. Женщинам опостылел образ домохозяек, хранительниц домашнего очага, смиренных жен. Общество жаждет перемен.

Коренные изменения в общественных настроениях вызваны и глобальными политическими событиями. Война в Алжире уносит сотни, тысячи жизней, а во Франции тем временем подрастает поколение, не заставшее ужасов Второй Мировой, и, соответственно, не разделяющее традиционных «отцовских» ценностей. Молодежь выступает против развязки нового военного конфликта. Зарождается социальное противостояние между молодыми людьми и «поколением отцов». Последние буквально перекрывают кислород юным парням и девушкам, не дают им возможности строить карьеру, самовыражаться. Проводятся молодежные социальные опросы с целью выяснить, какими идеалами живет новое поколение. Выходит целый памфлет «Кто такая молодежь 50-ых годов». Публицист Нурисье пишет о молодежи: «Это огромная откормленная масса, которая не знает истории, не интересуется политикой, которая не переживала трагедии, которой все равно…»

Итак, у истоков французской Новой волны стоит напряженная социальная борьба – традиционных и свежих взглядов. Катализатором в этом противоборстве поколений служит вступление Франции в алжирский военный конфликт. Но как же философия непростого времени нашла отражение в кинематографе?

Французское кино Новой волны (сам термин введен в 1958-ом году) начинается с оживленной деятельности кинокритиков. Синефильство эпидемией распространяется по стране, кинотеатр – единственное место, где человек может прожить совершенно иную, освобожденную от заурядности, жизнь. Популярный французский киножурнал «Кайе дю синема»  активно отображает картину общества и высказывает недовольство нынешним кинематографом. Критики Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль проповедуют отстранение от художественной составляющей. Новое веяние поддерживают документалисты Ален Рене и Аньес Варда. Марита Захарова замечает: «Новая волна – очень непродолжительный период (около 4-х лет), но он дал гигантский импульс всему мировому кинематографу».

Критик выделяет следующие черты французской Новой волны в кинематографе:

1.      Протест против «папиного кино». Кино было конформистским, увядшим в старых догматических нормах, никак не развивалось.

2.      Отказ от последовательного повествования.

3.      Отказ от жанров.

4.      Отказ от кассового характера. Кино – эксперимент. Его нельзя создавать по шаблонам.

5.      Отказ от декораций. Большинство съемок проводится на улице в «естественной среде».

6.      Отказ от социальных ритуалов.

7.      Импровизация. Например, Годар не создает подробного сценария к фильмам с четко прописанными репликами. Существовует общая канва, которую артисты дополняют экспромтными фразами. Так создается «живое кино».

8.      Прием преследования героя. Оператор садится в обыкновенную инвалидную коляску и следует за героем. Так создается «эффект присутствия».

Марита Захарова выделяет несколько факторов, выделяющих данный период в истории кинематографа.

Примером для нововолновцев становится Альфред Хичкок. Голливудская система подразумевает тотальную зависимость режиссера от студии: студия диктует заказ, а режиссер воплощает. Хичкока выкупает Голливуд, однако вскоре он освобождается от продюсерских догматов и воплощает собственные задумки. Хичкок создает авторское кино, то есть сочиняет сценарий, снимает, контролирует монтаж и участвует во всех этапах изготовления кинопродукта. Режиссеры Новой волны считают, что истинное кино – авторское.

Раньше для создания собственного фильма требовалось преодолеть немало этапов: возвыситься от ассистента до режиссера. Теперь же возможность снимать кино получают молодые люди. В этот период создается бесчисленное количество фильмов, однако лишь самые талантливые работы (Трюффо, Годара, Варда) вписаны в анналы киноистории.

Технические новшества способствуют улучшению качества записи: переносные легкие камеры делают операторскую работу изощреннее и интереснее, возможность записи синхронного звука открывает новые границы восприятия сюжета. Появляются темы, ранее не освещаемые во французском кино: масштабные события (война в Алжире) и газетные истории (например, родители сдали непослушного сына в полицию или кузен убил кузена). Режиссеры Новой волны называют полицейскую хронику наиболее четким отражением времени.

Франсуа Трюффо создает творческий манифест, согласно которому истинное кино отображает настоящую жизнь через призму легкости, при этом стираются границы между жанрами. «400 ударов» 1959-ого года - история о трудном подростке, фильм автобиографичный для режиссера. Трюффо сам дезертировал, оказался под присмотром приятеля. Впервые в кино создается герой-альтер эго – Антуан Дуанэль. В основе фильма – «школьная история». Сходный мотив воплощен в картине Жана Виго «Ноль за поведение» 1938 года. Однако Трюффо больше погружается в психологизм. После успеха «400 ударов» Трюффо решается продолжить историю Антуана и снимает трилогию: о первой любви героя, о его свадьбе и разводе. В 1959-ом году на Каннском фестивале Трюффо получает приз за лучшую режиссуру. Трюффо задает традицию разрыва четвертой стены: его герой явно смотрит в камеру. Впоследствии тот же прием использует Годар в картине «На последнем дыхании».Герой Новой волны – аутсайдер, не соблюдающий социальные нормы, ищущий дополнительные смыслы. Годар снимает в фильме «На последнем дыхании» молодого актера Бельмондо, чья внешность не соответствует классическим представлениям о красоте.  Однако Бельмондо удается воплотить на экране «живой» образ героя-неудачника.

Веяния Новой волны сходят на нет  к 1963 году. Огромное количество фильмов, созданных в этот период, теряется в ленте времени. На вершине кинематографического Олимпа удерживаются самые талантливые единицы. Например, Годар снимает до сих пор. 

М. Захарова рекомендует к просмотру следующие фильмы:

  • "400 ударов" реж. Франсуа Трюффо
  • "Хиросима, любовь моя" реж. Ален Рене
  • "На последнем дыхании" реж. Жан-Люк Годар 
  • "Стреляйте в пианиста" Франсуа Трюффо
  • "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Статьи и кинозаметки М. Захаровой можно и нужно увидеть на сайте feellini.ru


Читайте также
22 апреля
14:35
В Музее Победы увековечили память о цирковых деятелях, участвовавших в Великой Отечественной войне
21 апреля
19:00
В рамках акции «Библионочь» прошла выставка «Городские тренды. 10 модных образов»
21 апреля
15:45
В «Иностранке» прошла экскурсия по знаменитому Овальному залу