Сюрреализм

Сюрреализм

Я не принимаю наркотики. Я и есть наркотик.

Сальвадор Дали

16 августа
10:15

Источник:

Во время Международной выставки сюрреалистов 1936 года, проходившей в Лондоне, приглашенный оратор Сальвадор Дали обратился к своей аудитории с головы до ног в старомодном костюме для подводного плавания, с двумя собаками на поводках в одной руке и бильярдным кием в другой. В середине лекции, стесненный маской акваланга, испанский художник начал задыхаться и замахал руками, призывая на помощь. Зрители, невозмутимые, предположили, что все его жесты были частью представления. Как гласит легенда искусства, поэт-сюрреалист Дэвид Гаскойн в конце концов спас Дали, который после выздоровления заметил: “Я просто хотел показать, что глубоко погружаюсь в человеческий разум”. Затем Дали закончил свою речь — и все сопровождающие его слайды, к всеобщему удивлению, были представлены вверх ногами.

Этот анекдот подчеркивает самые абсурдистские, даже клоунские элементы сюрреалистического движения, воплощенные Дали, который считался чем—то вроде шутливой фигуры в художественном истеблишменте начала 20-го века. Но на самом деле художественное движение было гораздо более разнообразным, чем широко известно, охватывая различные дисциплины, стили и географию с 1924 года до своего конца в 1966 году.

Что такое сюрреализм

?resize_to=width&src=https%3A%2F%2Fd32dm0rphc51dk.cloudfront.net%2F-j38tSRSaqEE4lam50KhKQ%2Flarger.jpg&width=1200&quality=80

Основанный поэтом Андре Бретоном в Париже в 1924 году, сюрреализм был художественным и литературным движением. Целью сюрреализма было освободить мышление, язык и человеческий опыт от гнетущих границ рационализма. Бретон изучал медицину и психиатрию и был хорошо знаком с психоаналитическими трудами Зигмунда Фрейда. Его особенно интересовала идея о том, что бессознательное, которое порождает сны, является источником художественного творчества. Будучи убежденным марксистом, Бретон также считал сюрреализм революционным движением, способным освободить умы масс от рационального устройства общества. Но как они могли достичь этого освобождения человеческого разума?

Автоматизм, практика, которая сродни свободной ассоциации или потоку сознания, дала сюрреалистам средства для создания бессознательных произведений искусства. Смешанное полотно художника-сюрреалиста Андре Массона «Битва рыб» (1926) является ранним примером автоматической живописи. Для начала Массон взял гессо—липкое вещество, обычно используемое для грунтовки опор для живописи, и позволил ему свободно падать на поверхность своего холста. Затем он посыпал его песком, позволив зернам наугад прилипнуть к клею, и нарисовал и нарисовал вокруг полученных форм. Художники, использующие автоматические методы, использовали элемент случайности, часто приводя к удивительным результатам. Конечный продукт Массона представляет собой двух доисторических рыб, с челюстей которых капает кровь, сражающихся в первобытной тине: бессознательная демонстрация присущего природе насилия.

W1siZiIsIjE1MTE3MiJdLFsicCIsImNvbnZlcnQiLCItcXVhbGl0eSA5MCAtcmVzaXplIDIwMDB4MTQ0MFx1MDAzZSJdXQ.jpg?sha=defa3c7b1d4877cc

Однако не каждый сюрреалист решался создавать такие абстрактные работы. Многие сюрреалисты признавали, что изображение реального внешнего вида вещи в физическом мире может более эффективно вызывать у зрителя ассоциации, в которых проявляется более глубокая, бессознательная реальность. Такие художники, как Дали и бельгийский художник Рене Магритт, создали гиперреалистичные, похожие на сны видения, которые являются окнами в странный мир за пределами бодрствования. Например, «Ясновидение» Магритта (1936), в котором художник рисует птицу в полете, глядя на яйцо, лежащее на столе, наводит на мысль о сновидении или галлюцинаторном состоянии.

Почему сюрреализм имеет значение

Сюрреализм представляет собой горнило авангардных идей и техник, которые современные художники все еще используют сегодня, включая внедрение случайных элементов в произведения искусства. Эти методы открыли новый способ живописной практики, применяемый

Абстрактные экспрессионисты. Элемент случайности также оказался неотъемлемой частью перформанса, как в незаписанных событиях 1950-х годов, и даже в компьютерном искусстве, основанном на рандомизации. Сюрреалистический акцент на снах, психоанализе и фантастических образах дал пищу для многих художников, работающих сегодня, таких как Гленн Браун, который также непосредственно использовал искусство Дали в своей собственной живописи.

Стремление сюрреализма освободиться от разума привело его к тому, что он поставил под сомнение самую основную основу художественного производства: идею о том, что искусство является продуктом творческого воображения одного художника. В качестве противоядия от этого Бретон продвигал cadavre exquis, или “изысканный труп”, как метод коллективного создания искусства, в который до сих пор широко играют как в игру. Это включает в себя начало предложения, эскиза или коллажа, а затем передачу его другому человеку для продолжения—не позволяя этому человеку увидеть то, что уже было написано, нарисовано или размещено. Термин произошел от простой игры в создание коллективной прозы, результатом которой стало предложение: “Изысканный труп должен выпить новое вино”.

content_004.jpg

Учитывая, что метод использует случайность и склонность создавать юмористические, абсурдные или тревожные образы, вскоре он стал жизнеспособной техникой для создания именно того типа бессознательной коллективной работы, к которой стремились сюрреалисты. Изысканный труп работа, выполненная Гада Амер, Уилл Коттон и Керри Лейбовиц-современный пример стилистически и тематически разрозненных работ, которые могут возникнуть в результате этого сюрреалистического метода.

Историк и музыкальный критик Грейл Маркус зашел так далеко, что охарактеризовал сюрреализм как одну из глав в серии революционных попыток освободить мысль, которая простирается от богохульств средневековых еретиков до 1960-х годов и далее. В этом свете сюрреализм можно понять как прародителя более позднего, вдохновленного Марксом художественного движения ситуационизма, контркультурных протестов 1960-х годов и даже панка: проекта разрушения рационального порядка, который общество навязывает отдельным людям.


Читайте также
15 июня
12:00
Гости парка Акведук окунулись в атмосферу Древнего Рима в рамках фестиваля «Времена и эпохи»
11 июня
00:45
Книжный фестиваль на Красной площади: более 100 тысяч книг привлекли внимание литературных ценителей
04 июня
15:35
В Библиотеке иностранной литературы прошла лекция о Медее