Что связывает компании «Дэнсхелп» и «Булгаковский дом»? Любовь к современному танцу! Это доказал пресс-тур, проходивший по маршруту Маяковская – Зюзино.
Современный танец в Москве живет уже 100 лет. Примечательная точка его отсчета – квартира № 38 в Булгаковском доме, где осенью 1921 года познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Знаменитая любовница поэта считается одной из основательниц современного танца. У Айседоры был особенный стиль, наполненный свободным выражением эмоций и естественными движениями тела. Вместо традиционных балетных корсетов – простые наряды, а классические па уступали место хаотичному подражанию природе.
Неудивительно, что Дункан была не в почёте у знаменитой балерины Анны Павловой. Их связывает одна забавная история. Однажды у Анны и Айседоры была совместная трапеза. Когда обед подали на стол, уставшая и весьма проголодавшаяся Айседора с удовольствием уминала восхитительные пожарские котлеты, в то время как Анна почти ничего не ела и не пила. Реакцию Павловой на это бурное проявление аппетита представить не трудно. Да и Дункан ограничения Анны не приветствовала. Но и останавливаться в популяризации современного искусства не собиралась. Будучи американкой, в России Айседора открыла школу танца, просуществовавшую в Москве до 1949 года.
Эту историю организаторы пресс-тура раскрыли участникам не сразу. Начав свое путешествие из Дома Булгакова, гости постепенно узнавали о жизни столичного танца XXI века. Творческий автобус проследовал из центра города к его окраине (вы замечали, что современное искусство часто живет именно на окраинах?). По пути, на остановках заходили и выходили пассажиры. Но не простые, а представители институций московского современного танца: фестивалей «Dance Inversion», «Context. Diana Vishneva», «Проба», «Дети танцуют», а также различных образовательных программ. Каждый из них делился опытом и экспертной точкой зрения о будущем этой сферы искусства.
Одним из спикеров был известный хореограф Александр Могилёв. Он рассказал о русской компании современного танца. По его мнению, в хореографии русского человека заложен определённый культурный код, но понять это можно только на уровне ощущений:
Когда ты видишь, как мальчик водит пальцем по ковру с арабской вязью, и в тебе что-то откликается, то это самый верный признак русского человека.
Александр – художественный руководитель школы танца «ЭТО», участники которой устроили для гостей тура танцевальное представление на одной из центральных улиц столицы.
Проводником гостей пресс-тура стала историк танца из Петербурга Мария Дудина. Она предложила участникам петербургский взгляд на московский современный танец. А художник Катя Улитина по пути создавала скетчи пассажиров автобуса и подарила гостям открытки с изображением Айседоры.
Завершилось путешествие в КЦ «Вдохновение», где гостей ждал перформанс от представительницы танцевального кооператива «Айседорино горе» Даши Плоховой.
Фотограф: Татьяна Матвеева