Босх и Брейгель в галерее VEKARTA: Главные идеи и загадки картин

Босх и Брейгель в галерее VEKARTA: Главные идеи и загадки картин

В галерее VEKARTA проходит выставка работ Босха и Брейгеля, загадочных художников эпохи Северного Возрождения. Мы взяли интервью у экскурсовода Натальи Панкратовой и спросили, на что стоит обратить внимание при знакомстве с творчеством этих авторов. Подробности в нашем материале!
07 декабря
13:10

Источник:

В галерее VEKARTA с 1 апреля 2023 года проходит выставка работ двух представителей эпохи Возрождения – Иеронима Босха и его последователя Питера Брейгеля. Здесь представлено сразу 75 полотен художников. Среди них несколько триптихов и множество других картин в реальном размере. Помимо этого, можно увидеть работы Брейгеля Младшего, сына именитого художника. Все эти работы объединяет не только стиль написания, но и любовь к загадкам, сатире, мистике и теме греховности. Какие картины представлены в галерее, и почему эта экспозиция стоит вашего внимания – рассказываем в статье.

Первая работа, на которую обращаешь внимание при входе в выставочный зал, – это триптих Босха «Сад земных наслаждений». Картину с множеством интерпретаций, деталей и персонажей исследователи считают одной из самых сложных для трактования работ в живописи. Рассматривать это полотно можно часами, постоянно замечая все новые и новые смыслы. Картина в галерее представлена в реальном размере, поэтому на ней видно даже самые мелкие детали. Основные темы работы – это греховность, рай, ад и земная жизнь.

BSs_E84F_Fk.jpg?size=807x605&quality=95&sign=b18212db2ea67a37825e5060861b0cf3&type=album

Некоторые картины Брейгеля напоминают энциклопедии. Например, «Фламандские пословицы» – это самый настоящий сборник пословиц. Каждый сюжет на картине иллюстрирует какой-то отдельный смысл. Например, выражение «держать нос по ветру» художник изобразил в виде мужчины, который сидит на здании и развевает по воздуху плащ. О специфике таких работ нам удалось поговорить с Натальей Панкратовой, экскурсоводом галереи VEKARTA.

Gcsy6UnxrAI.jpg?size=807x605&quality=95&sign=d2c44b2e94ee37cd691cfe7eea8dd82d&type=album

– В картинах Босха и Брейгеля очень много загадок и смысла. Есть ли в работах художников место эмоциям, или в этом случае искусство – это рациональный способ передачи идей и мыслей автора?

– Я бы, наверное, разделила все-таки этих художников. Если Босх связан с концом XV века – началом XVI, то Брейгель – со второй половиной XVI века. Конечно, искусство меняется в этот момент. Средневековое искусство религиозное, и оно развивается в рамках определенных канонов, свода правил. Далее оно становится все более светским. В этом искусстве уже, конечно, гораздо больше возможностей у художника начинает появляться.

Босх, наверное, чуть более связан со средневековым подходом, хотя и делал много шагов вперед. Фантазия в его творчестве, безусловно, есть, от этого никуда не уйти. Вдохновлялся он образами книжной миниатюры, но он, конечно, переосмысляя их, преобразуя то, что он видит, добавляя какие-то свои собственные цветовые сочетания. Из-за этого здесь его эмоциональность вполне может иметь место. Что касается самой идеи искусства: у Босха оно морализаторское, поэтому предполагает больше какого-то рационального, возможно, подхода.

Брейгель все-таки немножечко другой. Это уже конец XVI века, где человек все больше начинает осознавать важность своей телесной природы, не только духовной, но и предметного мира, который его окружает. И, конечно, мы видим по работам Брейгеля, что он нарушает уже очень многие каноны, он придумывает свои собственные сюжеты, он фантазирует, но все-таки отталкивается от библейских, богословских источников. У него чуть больше какой-то свободы самовыражения. Тут про нее уже хоть немножечко, наверное, можно говорить. Больше фантазии, больше смелости в трактовке тех или иных событий. Мне кажется, именно по этим художникам как раз и можно представить, как постепенно менялось искусство.

– Как правильно понять работы этих художников? Есть ли советы, как лучше знакомиться с их творчеством самостоятельно?

– Я бы посоветовала, если вы пришли на выставку, где огромное количество произведений, сосредоточиться все-таки не на всех подряд, а выбрать то, что вам откликается визуально, нравится. Все равно всегда произведение можно понять на нескольких уровнях погружения.

Сначала вы можете пройтись по выставке, окинуть ее взглядом и посмотреть, что вам понравилось, что не понравилось просто визуально, эмоционально. Если какие-то вещи вас действительно заинтересовали, поразили, вот как раз и попытаться понять, что же здесь такого необычного. Попробовать почитать описание к картине. Если его нет, то по названию работы посмотреть что-то про нее в интернете. В принципе такое исследование личное всегда больше пользы принесет, чем профессиональная экскурсия, на которой быстро что-либо рассказали. У человека эта информация в одно ухо вошла, в другое – вышла.

Как правило, в работах этих художников все равно присутствуют религиозные сюжеты. Есть совсем знакомые. Например, Вавилонская башня, рождество, поклонение волхвов. Конечно, у всех этих сюжетов есть какие-то специфические нюансы. Чтобы не растеряться в музее, имеет смысл хотя бы погуглить библейский сюжет, если ты его подзабыл. Может быть, посмотреть работу какого-то другого художника на ту же самую тему. Посмотреть, чем они отличаются, или какие у них есть сходные детали. Конечно, в этом вопросе всегда решает насмотренность: чем человек чаще ходит на выставки, знакомится с какими-то сюжетами, анализирует. Благо, что сейчас у нас есть телефоны, интернет, поэтому в любой галерее про любую работу понять что-либо можно. На современных выставках часто есть и аудиогиды, которые можно скачать по QR-коду. Нет большой проблемы найти какую-то информацию.

– С чем связано большое количество интерпретаций, например, «Сада земных наслаждений»?

– Действительно, бывают такие версии, как, например, какое-то время назад один исследователь (я не вспомню фамилию) предположил, что Босх мог состоять в секте адамитов, поэтому он и написал этот «Сад земных наслаждений». Потом уже впоследствии исследователи все эти точки зрения опровергли, так как секта адамитов была уничтожена инквизицией еще задолго до рождения Босха, поэтому никак он в ней состоять не мог. И вот таким образом, действительно, постепенно при опоре на факты какие-то теории отметаются, а какие-то получают большее подтверждение. Исследователи все равно не просто высказывают какие-то версии, а они, конечно, пытаются это как-то обосновать, основываясь на источниках.

– Как вы относитесь к разному трактованию картин? Насколько уместен подход вроде «каждый видит то, что хочет видеть»?

– Любой человек может выдвинуть любую концепцию, любое предположение, но это все равно будет на основе какого-то сравнения, анализа. Можно, конечно, совсем примитивно прийти в музей и рассматривать только по принципу «нравится/не нравится», красиво написано или некрасиво, по субъективному мнению, похоже на реальность или не похоже. А можно пойти дальше и провести ту самую исследовательскую работу.

Если же это специалист выдвигает какие-то версии и концепции, то, конечно, он должен основываться на источниках. Какие могут быть источники в искусствоведении? Это могут быть произведения других художников, написанные в это же время. Это могут быть богословские трактаты, где говорится о различных трактовках библейских событий. Тогда мы будем думать, какую же версию мог использовать художник, а мог ли он быть с ней знаком. Конечно, архивные документы поднимаются, пытаются определить, покидал художник свой город или не покидал, какие работы он мог увидеть, с кем он мог встретиться. Все равно какая-то информация существует. Самое главное найти ее как-то и «кусочки пазла» сложить в некую картину.

Посетить выставку и самостоятельно рассмотреть каждую из картин можно до 24 декабря 2023 года в галерее VEKARTA. Все подробности вы найдете на официальном сайте.


Читайте также
25 мая
10:50
В медиацентре парка «Зарядье» прошла пресс-конференция пятой Московской Арт Премии
24 мая
19:05
В Театре «Маска» прошёл творческий вечер Александры Урсуляк
20 мая
16:15
В «Иллюзионе» прошел показ фильма Чарли Чаплина «Парижанка»