Пять известных писателей, которые сочиняли музыку

Любовь к музыке порой перерастает в творчество. Вряд ли кому известно, сколько в мире было и есть композиторов-любителей. Зато можно вспомнить тех, кто сочинял музыку, хотя прославился благодаря литературным произведениям.

20 февраля
12:55

Любовь к музыке порой перерастает в творчество. Вряд ли кому известно, сколько в мире было и есть композиторов-любителей. Зато можно вспомнить тех, кто сочинял музыку, хотя прославился благодаря литературным произведениям.

Лев Николаевич Толстой

EJaUVHeXYAAMQTs.jpg

Музыкальные вкусы Льва Николаевича были разнообразными. Это отразилось в его знаменитых произведениях – «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате».

В молодости любимыми композиторами Толстого были Бах, Гендель и Шопен. В 1849 году молодой Лев Николаевич поселил у себя в Ясной Поляне музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. Увлекшись в то время музыкой, он по нескольку часов в день играл произведения Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона. Будучи уже в годах, Толстой в Ясной Поляне  нередко встречался с известными композиторами. Чаще других его посещали композиторы Танеев и Гольденвейзер. Им он однажды рассказал, что еще в далекой юности, когда ему было 20 лет (в 1848 году), задолго до написания своего первого литературного произведения, он в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс фа мажор. Танеев и Гольденвейзер уговорили его исполнить этот вальс, что Лев Николаевич сделал с большой неохотой. Дело было в 1906 году, Льву Николаевичу шел 79 год. Несмотря на почтенный возраст, Толстой сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Танеев с Гольденвейзером тут же переложили вальс на нотный лист, и произведение  сохранилось до наших дней. В частности этот вальс  звучит в фильме «Отец Сергий», снятом в 1978 году по его повести советским режиссёром Игорем Таланкиным.

Александр Сергеевич Грибоедов

DVs_1LpX0AERnqS.jpg:large

Автор бессмертного «Горя от ума» с детства учился музыке. Вообще музыкальное образование в ту пору было обязательным для любого образованного человека. Грибоедов виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Сохранилось много воспоминаний о нем как о блестящем пианисте.

«Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик», - вспоминал музыкальный критик и писатель  Ксенофон Алексеевич Полевой.

«Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы», -  писал в воспоминаниях о Грибоедове русский драматург Пётр Андреевич Карапытин.

Грибоедов предпочитал  инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано. К сожалению, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор. Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени.

Позже направляясь в Персию с дипломатической миссией в Тифлисе, Грибоедов встретил корнета лейб-гвардии Уланского полка Александра Ивановича Якубовича, с которым у него за год до этой встречи в Петербурге  была отложена дуэль . Грибоедов как человек чести пожелал закончить дуэль и был ранен в кисть левой руки. После чего о музицировании не могло быть и речи.

Борис Леонидович Пастернак

D3aeT8AXkAEnxh2.jpg:large

Борис Пастернак (1890-1960 гг.) – российский  и Советский писатель, поэт и литературный переводчик. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Автор знаменитого романа «Доктор Живаго». Его переводы Шекспира, Гете и Шиллера до сих пор считаются классическими.

Однако, начинал свой творческий путь Борис Леонидович с музыки. Он откровенно признавал:

«Больше всего на свете я любил музыку.  Но у меня не было абсолютного слуха…».

Его мама Розалия Кауфман — пианистка, ученица самого Антона Рубинштейна, с детства обучала сына игре на фортепиано. В их доме часто бывали Александр Скрябин и  Сергей Рахманинов. Это наложило отпечаток на будущего поэта и писателя. С 1902 года, благодаря близкому общению со Скрябиным и влиянию матери, он увлекается музыкой и параллельно в течение 6 лет обучается на композиторском факультете Московской консерватории.

Из той поры сохранилось, по крайней мере, три опубликованные композиции: Прелюдия ми-бемоль минор (1906 г.), Прелюдия соль-диез минор и Соната для фортепиано (1909 г.).

Владимир Федорович Одоевский

46006025492_05cac1117b_b.jpg

Выдающийся русский писатель эпохи романтизма,  один из основоположников русского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии, издатель ряда журналов и альманахов, автор повестей и рассказов, был страстным  пропагандистом Моцарта и Бетховена, исследователем народной и церковной музыки и литературным последователем Гофмана. Под впечатлением от его «Кавалера Глюка» Одоевский написал в 1831 году «Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези». Также его авторству принадлежит новелла «Последний квартет Бетховена», посвященная памяти великого композитора.

Одоевский-музыкант интересовался устройством органов. В конце 1840-х специально для писателя был изготовлен кабинетный орган «Себастианон» известным органным мастером Мельцелем, играя на котором  Владимир Федорович создал ряд музыкальных произведений. На этом Одоевский не прекратил свои музыкальные эксперименты. Князь сочинял музыку, сохранилось несколько его произведений той поры. В частности Одоевский написал для фортепиано «Сентиментальный вальс», канон, колыбельную для органа. Он также сочинил ряд экспериментальных пьес для своего «энгармонического клавицина». К сожалению, эти композиторские опыты Одоевского опубликованы только частично.

Эрнст Теодор Амадей Гофман

333011_5be2f30f5eaf15be2f30f5eb2c.jpeg

Гофман был  влюблён в  музыку настолько, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь его кумира Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Эрнст Гофман помимо литературного творчества сочинял оперы, расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и стремился занять место дирижера оперного театра. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор и в наши дни часто исполняется на концертах.

Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Театр, в котором ставилась опера, сгорел, но партитура, к счастью, уцелела.

В литературе Гофман оставил свой след как автор множества новелл, повестей, романов и сказок.


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
08 апреля
10:05
7 причин полюбить музей анимации
11 марта
16:30
Просто о сложном: Феминизм и социальная повестка в кинокомиксах
28 февраля
16:20
«Жизнь после Арктики изменилась полностью»