«Ну, погоди!» 2020: Нужно ли возрождать советские мультики?

Версия креативного директора Московского Музея Анимации.

07 июля
16:50

Версия креативного директора Московского Музея Анимации.

«Союзмультфильм» готовит к выходу новые эпизоды легендарного сериала «Ну, погоди!» В нем волк бросит курить, а среди героев появится, например, косуля Уля и еще несколько в меру спортивных и доброжелательных персонажей. Ранее студия перезапустила сериал про деревню Простоквашино. Задавшись вопросом о том, зачем нужны такие перезапуски классики, Первое Студенческое обратилось за комментарием к эксперту – креативному директору Московского Музея Анимации Кириллу Поликарпову. Он работал со знаменитым режиссером «Ну, погоди!» Вячеславом Котеночкиным, а музей фактически стал хранителем традиций отечественной анимации. Получив более чем развернутый ответ, приятно удивленная редакция решила опубликовать его без купюр.   

Поликарпов.jpeg

Нужны ли классические мультфильмы типа «Ну, погоди» современным детям или это уже памятник?   

Для начала давайте разберемся, что же такое традиция. Это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Народные предания и сказания, художественные ценности и символы, бережно сохраненные, и переданные подрастающему поколению, делают это поколение более сведущим, более защищенным перед надвигающейся угрозой бытия. Народная мудрость – вот главное богатство нации! 

Как же сохранить и приумножить это богатство, если не чтить традиций? Как можно испечь знаменитый тульский пряник, не соблюдая рецептуру? Воссоздать хохломскую роспись, городецкую игрушку, фрески Андрея Рублева, руководствуясь простым копированием линии, цвета и формы – невозможно! Это все равно, что построить дом без фундамента. И даже если фундамент будет возведен в чистом поле, трагедии не избежать. Помните сказку про трех поросят? Что бы стало с двумя младшими братьями без старшего? Традиции наполняют нас чувством гордости за страну, за весь русский народ. Они формируют подлинную национальную идентичность. 

Причем же здесь мультики, спросите вы. Да еще и советские! Именно советские мультики, наряду с научными, промышленными и сельскохозяйственными достижениями тех лет, стали свободно конвертируемыми. Именно советские мультфильмы были признаны во всем мире. На одной из проповедей великий римский понтифик Иоанн Павел II сказал: «Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребенке сочувствие, покровительство немощным и доброту»

Сказано удивительно емко и точно! Неужели понтифик польского происхождения смог разглядеть традиционность принципов советской анимации лучше нас, россиян? И уж совсем невероятный парадокс заключается в том, что в самой атеистической, на тот момент, стране мира, снимались самые христианские мультфильмы. Это невероятно! Как такое вообще возможно? Что же двигало режиссерами, аниматорами и художниками того времени, что заставляло их творить, невзирая на цензуру и номенклатурные принципы? 

03 (1).jpg

Ответ предельно прост – любовь! Любовь к своей стране, многонациональному народу, и, конечно же, безграничная любовь к выбранной профессии, профессии – аниматор. Профессия, которую не выбирали, но в которой жили, отдаваясь ей целиком, без остатка. Сейчас многие спорят о правомерности повышения пенсионного возраста. На киностудии «Союзмультфильм» раньше такой проблемы не существовало. Каждый работал до тех пор, пока билось сердце, а мозг был пригоден для творчества. Работали самоотверженно, за идею, за искусство, за человечность, за морально-нравственные принципы, за добро и справедливость. Кажется, именно на этом основаны христианские принципы?  Или нет? 

Не припомню никого, из тех, кто жил на улице Каляевской, в доме 25, кто бы относился к работе спустя рукава и думал, в первую очередь, о деньгах. Конечно, финансовая составляющая имеет значение, но для человека, действительно увлеченного любимым делом, она отходит на второй план. Многие, наверное, мне возразят. Мол, увлеченность и любовь есть у многих, а результат оставляет желать лучшего. Так в чем же действительно проблема? И проблема ли это вообще? Только лишь увлеченности и любви мало, требуется кое-что посильнее. Ну, парень совсем ку–ку! – скажете вы. 

Что же может быть сильнее любви? Я отвечу просто – целомудрие! Да-да! Именно это понятие в современном раскрепощенном обществе, утратившем нравственные и морально-этические принципы, подменяется словом девственность. 

Так что же такое целомудрие? Это, в первую очередь, чистота – помыслов и разума! А чистота разума стимулирует ясность ума. Именно благодаря этой чистоте, духовной и душевной, можно творить разумное, доброе, вечное. Именно этот принцип и стал девизом той самой киностудии, которая была знаменита во всем мире. Именно этот принцип позволил выработать свой, оригинальный и неповторимый стиль – стиль киностудии «Союзмультфильм», узнаваемый во всем мире. Принцип, который в современной продукции киностудии отсутствует полностью. 

Что же произошло? А вот что. В 90-е годы, с развалом «совка» и внедрением новых компьютерных технологий, произошел разрыв преемственности поколений. На смену ветеранам отечественной анимации, мэтрам, мастерам и просто великим творцам, пришли молодые неопытные юнцы, порой даже без диплома о художественном образовании. Многие технари, овладев компьютерными навыками, посчитали, что этого вполне достаточно для работы в качестве аниматоров и режиссеров. Ветераны отрасли, прошедшие огонь, воду и медные трубы, были задвинуты куда подальше. Их преждевременно списали и посыпали нафталином. Передавать накопленный опыт вдруг перестало быть приоритетной задачей. Выражаясь спортивным языком, в момент прохождения эстафеты, палочка была потеряна. Чем это чревато для команды, знают все, кто увлекается спортом. Спорт – это спорт. Проигрыш в одном состязании можно поправить. В настоящей жизни данная ошибка становится фатальной, а в современной действительности роковой. 

Хотите сказать, что я напрасно посыпаю голову пеплом? А может и того хлеще, навожу панику? Оглянитесь вокруг! Действительно, производство мультфильмов возросло в разы. В большинстве случаев это безликие сериалы с сомнительным сюжетом, лишенным всякого смысла, и посредственной графикой. По моим подсчетам, на российском телевидении на данный момент таких сериалов уже более ста – и их число непрерывно растет. Кто-нибудь задавался вопросом, какое воздействие они оказывают на психику ребенка? Почему наши дети становятся с каждым днем все раздражительнее и агрессивнее, перестают реагировать на русскую речь, больше болеют, подвержены стрессу? Дети стремительно растут и становятся взрослыми, заводят своих детей – все повторяется вновь, но уже с большим градусом неуравновешенности и безответственности. Чем все это закончится, если вовремя не задуматься, думаю объяснять нет смысла. Что делать? Это главный вопрос современности. Давайте подумаем вместе! А может, оставить все как есть? Кстати, о современности. Для того, чтобы быть современным, нужно, прежде всего, сохранять свои традиции. Только досконально изучив опыт наших предков, а в дальнейшем приумножив его, можно стать по-настоящему современным. В противном случае мы, как великая нация, рискуем стать придатком современности!     

Есть ли схожесть в стиле новых персонажей «Ну, погоди!» с классическими? Нужна ли такая схожесть вообще?   

Дословно стиль – это единство образности и художественно-изобразительной целостности произведения. Стилистика советского анимационного фильма определялась режиссером и художником-постановщиком. Творческая задача художника усложнялась тем, что создание художественно-стилистического решения мультфильма условно делилось на две части: антуражную и персонажную. В задачу художника входила не только отрисовка ярких, запоминающихся образов персонажей, но и создание среды, в которой эти персонажи должны органично существовать. 

Не каждому творцу это было под силу. Многие художники, работавшие на киностудии «Союзмультфильм», были отличными живописцами. Однако создание образов героев мультфильмов им давалось с трудом. Нередко использовалась практика двойного авторства. Один художник создавал образы, другой рисовал среду обитания. Ярким примером такого сотрудничества является альянс двух великолепных художников, работавших над созданием серии мультфильмов про Винни-Пуха: это Владимир Зуйков и Эдуард Назаров. Они оба в сотрудничестве с режиссером Федором Хитруком являются авторами данного произведения. Как удалось двум самобытным, не похожим друг на друга художникам, создать единое художественно-стилистическое решение знаменитого мультфильма, до сих пор остается загадкой. Сказать с уверенностью можно лишь то, что творческое слияние двух неординарных личностей, состоялось благодаря высочайшему мастерству и профессионализму обоих.   

Зуйков.jpg

Назаров.jpg

Среди когорты отечественных мастеров встречались и гении. Речь идет о художнике-постановщике сериала «Ну, погоди!» Светозаре Русакове. О режиссере мультсериала Вячеславе Котеночкине знают все, а вот о художнике нередко забывают. Но вклад его в общее дело невозможно недооценивать. Художник, который прошел всю войну, порой создавая наброски своих однополчан под свистом пуль, не озлобился и не огрубел душой. Напротив, пройдя ужасы войны, он сохранил ясность ума и чистоту помыслов. Именно это и позволило ему раскрыть свой величайший потенциал. 

Стиль, созданный Светозаром Русаковым в соавторстве с Вячеславом Котеночкиным, был восторженно принят во всем мире. Достаточно вспомнить гастрольную поездку съемочной группы в ГДР – несуществующую ныне дружественную страну единого «соцлагеря». За автографами к создателям сериала выстроилась солидная очередь поклонников. Они не знали русского языка, но были очарованы образами героев, верили в них, понимали повадки и мотивацию поступков. Тогда-то и была подарена советской делегации легендарная тарелка с изображением Волка и Зайца, созданная на одной из немецких фабрик и запущенная в дальнейшем в серию. Количество сопутствующих товаров с тематикой мультсериала, выпускавшихся в советские годы, трудно сосчитать. Ломать сложившийся стереотип зрительского восприятия, приведший к фантастическому успеху, – это все равно, что рубить курицу, которая несет золотые яйца. Возникает вопрос – зачем? И какой из этого следует вывод?   

Русаков.jpg

Известна масса случаев в мировой практике, когда пытаются воскресить забытые образы, чтобы продлить жизнь агонизирующего героя. Но уничтожать популярный, яркий, самобытный, ныне здравствующий образ для того, чтобы заменить его аморфным, маловыразительным и неузнаваемым… Это наводит на определенные размышления.

Как Вячеслав Котеночкин относился к продолжениям «Ну, погоди!»   

Вячеслав Котеночкин был талантливым человеком. В качестве аниматора на киностудии «Союзмультфильм» участвовал в создании более 60 мультфильмов, а в качестве режиссера – более, чем 30. Он единственный из советских мультипликаторов, кого знала в лицо вся страна. Такой популярности он добился благодаря сериалу «Ну, погоди!». Это была большая честь, но и огромная ответственность. Огромная популярность имеет и обратную сторону медали. Она хорошо известна популярным актерам. Нет ничего страшнее для творческой личности, чем стать заложником одной удачно сыгранной роли. Вячеслав Котеночкин не стал исключением. 

Вячеслав_Котёночкин._Экспозиция_«Режиссёры_киностудии_«Союзмультфильм».jpg

Зрители любили сериал и требовали от создателя все больше новых серий. Со временем это стало тяготить режиссера. Обладая, безусловно, огромным творческим потенциалом, ему хотелось создавать более серьезные произведения с глубоким смыслом. Как обычно в такой ситуации говорят: «А не пора ли замахнуться на самого Уильяма Шекспира?» Закончив 13 серию «Ну, погоди!», Котеночкин твердо решил больше не продолжать. Когда зрители узнали эту нерадостную новость, на студию хлынули письма от возмущенных поклонников. Письма приходили самые разные – с пожеланиями, просьбами и даже угрозами. Некоторые поклонники предлагали свои услуги в написании новых сценариев к очередным сериям. 

Был очень забавный случай. Как-то в сценарный отдел киностудии пришло письмо из солнечного Узбекистана от некоего Худайберды Карабаева. Вот короткий отрывок из этого письма. Привожу его дословно с сохранением всех идиоматических оборотов: «…бегом бежущий заяц в лису спящему волку столкнулся и как закричал – Самом себя непомнящий дурак, лодыръ!....». Выдержать такой натиск поклонников было практически невозможно. Так появились на свет 14, а затем и 15 серия. Но огромная усталость, накопленная в результате систематического повторения гэговых фантасмагорий, доведенных до автоматизма, дала о себе знать. 16 серия стала для Котеночкина последней в качестве единоличного режиссера постановщика. Вернее, решение о завершении съемок сериала для знаменитого режиссера стало окончательным и бесповоротным. А письма все шли и шли. Зритель не мог и не хотел мириться с таким безответственным, по их мнению, решением. Вячеслав был неумолим. 

Та самая, 18 серия «Ну, погоди!»

  Тут на помощь пришел Владимир Тарасов, не менее талантливый и известный советский режиссер-мультипликатор. Благодаря его настойчивости, в соавторстве с Котеночкиным вышли 17 и 18 серия. К сожалению, уже без ослепительного блеска присущего предыдущим сериям. И соответственно доля участия самого Вячеслава Михайловича была минимальной.   

Благодарим за помощь в проведении интервью Наталью Выборгову

Приглашаем всех заинтересованных лиц начать дискуссию по теме.


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
03 августа
12:10
Интересные факты из жизни Айвазовского и его самые известные картины
21 июля
10:50
Как прошла первая премьера балета после снятия ограничений в Москве
08 июля
17:25
План – творить!