Телеграм-канал «Алибабаич»: Кавказская молодежь смотрит на запад ‒ успех Хабиба тому пример

Телеграм-канал «Алибабаич»: Кавказская молодежь смотрит на запад ‒ успех Хабиба тому пример

07 октября
09:40

Источник:

Наш цикл интервью с авторами популярных общественно-политических каналов о судьбах молодежи продолжает канал «Алибабаич» (50 813 подписчиков на момент интервью). Он специализируется на темах кавказских регионов, в первую очередь Дагестана. Поэтому мы задали вопросы об особенностях взаимодействия зумеров и государства на Кавказе, а также памяти о событиях 90-х годов в массовом сознании поколения Z.

На первые два вопроса у «Алибабаича» получилась целая аналитическая статья, поэтому мы приводим их вместе.

Какие особенности государство должно учитывать при взаимодействии с молодежью в кавказских регионах России?

Поколение Z космополитично, потому что росло/ растет в интернете, то есть в массовой культуре. В кавказских регионах исторически сильна клановость, связь внутри народностей. Как сочетаются эти противоположности? Каким вырастает новое поколение на Кавказе?

- В современной России кавказская молодежь представляет из себя уникальную «самобытную» группу лиц, абстрагированную от какой бы то ни было «государственной молодежной политики». Кавказская молодежь (а республики северного Кавказа признаны одними из самых «молодых» регионов России) давно потеряла «веру» в молодежную госполитику и приступила к самостоятельному самоопределению в России.

Для понимания хотим сразу обратить внимание: речь не идёт про детей родителей, представляющих влиятельные кланы, родившихся с золотой ложкой во рту и «поршем каеном» вместо люльки. Алибабаич говорит про среднестатистического молодого человека, который социализируется в современной России.

Никто не будет спорить, что для молодежи СКФО (да и всего Закавказья) эталоном успеха является Хабиб Нурмагомедов. На его примере разберём кейс «становления среднестатистического молодого человека на Кавказе».

Из понятных социальных лифтов на Кавказе с 90-х годов есть только спорт. Это произошло из-за тяжелых 90-х и невозможности кавказцев по-другому самореализоваться в России. К тому же спорт являлся хорошей отправной точкой в мир бизнеса и криминала (спортзалы превращались в конюшни для тренировки пехотинцев влиятельных кланов). Де-факто с 90-х вся молодёжь уходила в спорт, а оттуда молодые люди либо добивалась больших результатов, например становились чемпионами Олимпийских игр (Дагестан держит абсолютный рекорд по количеству борцов-олимпийцев), либо переходили в коммерцию «с силовыми навыками». Из-за расширения мира единоборств появилась UFC — коммерческая борьба без правил. Именно то, что любит дагестанская молодежь: большой бизнес с большим спортом.

Сам Хабиб Нурмагомедов неоднократно говорил, что он ничего не должен Дагестану — России как и Дагестан ему. Для Нурмагомедова любая помощь родной республике осуществлялась через отца, а после смерти Абдулманапа — в знак памяти и долга семье. Нурмагомедов помогает семье, а Родине — потому что так принято в семье. Мы приходим к первому выводу. Для молодого человека единственным связующим звеном с Государством является семья. Семья — институт, который уважается на Кавказе. Если семья требует от сына уважать Родину — так и будет. Если нет — то увы. Отец Хабиба как дальновидный аксакал, вырастивший не одну плеяду известных спортсменов, отдавал честь Республике. По настоянию отца действовал сын.

При этом сам Хабиб Нурмагомедов во многом обижен на Дагестан и власть. Нурмагомедов уехал из Дагестана, так как не смог реализовать свой потенциал в сборной, в классической борьбе. Нурмагомедов состоялся не благодаря помощи властей (государства), а вопреки. Обиделся на власть Дагестана — обиделся на Россию. Именно поэтому Нурмагомедов не поднимает флаг России после каждого своего боя. Для Хабиба Нурмагомедова — это его личная победа, победа его семьи. Нурмагомедов разве что готов упомянуть после боя Владимира Путина, дабы оказать почтение действующему Президенту. Мы подходим ко второму выводу: молодые люди (среднестатические кавказцы), добиваясь успехов не на Родине, не испытывают каких-либо приятных чувств к родному краю. Опять же, мы возвращаемся к разговору про семью. Молодой сокол должен семье, а не государству. Это первая проблема молодежной политики: какую именно помощь государство может оказать молодежи на ранних этапах? Постановочные форумы а ля «Машук», куда ездит одна и та же тысяча человек каждый год (эта тысяча уже успела постареть за 10 лет существования форума) не охватывает и 1% даже от дагестанской молодежи. Других же госпрограмм, которые реализуются внутри республики, нет. Такие же «бутафорные», как и сам «Машук», министерства по делам молодёжи республик являются лишь ещё одной общественной организацией с локальными проектами «давайте вместе проведём субботник».

К большому сожалению, молодежь в республике становится все более разнузданной. Раньше показывать своё «я» было принято со стрельбой у Кремля на люксовых авто (среди «детей кланов»). Теперь же понты ушли в народ: кавказская молодёжь не стесняется тусоваться в клубах. Если раньше молодёжь уезжала «потусить» в другой регион, то теперь девушки топлесс прыгают под носом у своих родителей. Хотим поделиться недавним комментарием дагестанского блогера Исрафила Исрафилова:

«Противно наблюдать как наша молодежь деградирует. У Дома Дружбы собираются толпами махачкалинские школьники. Картина не самая приятная: девочки и мальчики курят, матерятся, друг друга лапают. Должны ли мы на это спокойно смотреть или нужно подойти сделать наставление?». Так вот, в Дагестане уже думают, «надо ли подходить делать наставление».

Ещё 20 лет назад за такое поведение молодые люди были бы за ухо приведены к старшим «по двору», а их родители «сгорели бы со стыда». Сегодня же разврат — часть нормы. Опять же обращаемся к Хабибу — одной рукой призывает к исламу, другой — Нурмагомедов рекламирует энергетические напитки (запрещённые по исламу). Это даже если не брать в расчёт, что бренд «Горилла» в России принадлежит алкогольному производителю. Мы подходим к ещё одному выводу: лицемерие как часть современного кода кавказской молодежи.

В общем, вышесказанное вполне подходит для измерения «средней температуры по больнице». Уже от региона зависит, где в большей или меньшей степени проявляются вышеперечисленные факторы, но они есть везде. Среди субъектов СКФО выделяется разве что Чеченская Республика, где глава региона Кадыров «держит в теле» чеченскую молодёжь. В других же регионах наблюдается деградация с кризисом идентичности у молодёжи: за 20 лет (после пресловутых 90-х) молодые люди так и не нашли себя на «карте профессий» современной России: практически нет таких «честных» отраслей, где можно было бы сказать: здесь лучшие Дагестанцы, Кабардинцы. Кавказская молодежь не ассоциирует себя внутри социальных лифтов России. Во многом, потому что это этих лифтов нет. Молодые кавказцы перестали видеть свой успех «внутри» российской действительности. Именно поэтому «амбициозная» кавказская молодежь смотрит в сторону запада. И успех Хабиба Нурмагомедова тому пример.

Помнят ли зумеры на Кавказе (через старших родственников) о тех сложностях, с которыми столкнулись республики в 90-х и начале нулевых годов? Нужно ли им это помнить?

- Молодые люди не вспоминают 90-е. Для любого кавказца того времени 90-е это время проблем и позора (для мужчины позор ‒ не быть в состоянии прокормить свою семью). Именно поэтому время голода на Кавказе никто не вспоминает. Война затронула в большей части Чечню — Дагестан. Там ситуация была ещё хуже. Общий тренд молодежи в современной России: молодые люди не любят говорить о прошлом, а власти особо не дают новые смыслы по которым региональной молодежи нужно существовать. В поисках смыслов молодые люди уходят в социальные сети, а все больше становятся популярными тренинги «как заработать миллион за три дня». Молодые люди продолжают искать себя без помощи государства.

Главные цитаты из первых интервью проекта читайте здесь. Не пропустите также интервью с авторами каналов «Толкователь»Fantsatic Plastic Machine, и Spb.Gov.no.

Мнение героев интервью может не совпадать с мнением редакции.


Читайте также
14 марта
17:20
В МГИК разъединили ключ расшифрования электронного голосования
19 октября
17:35
Популизм и радикальный центризм: Сергей Сытник из РУДН о том, какие идеологии исповедует современная политика
28 сентября
16:30
«Главное, что я получил от участия в СВО – подтверждение того, как сильно необходима защита жителям Донбасса»