Попытка определить назначение простого символа в непростой инженерной конструкции.
Храм Василия Блаженного, а на самом деле — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, — не одно огромное здание. Это по разным источникам 9, 10 или даже 11 церквей, объединенных галереями и переходами. Их пестрая наружная отделка навсегда врезается в память с первого взгляда, а внутреннее убранство из-за избыточности напоминает лоскутное одеяло. Но три церкви ансамбля украшены всего одним повторяющимся узором — незамкнутой розеткой из 8 спиралей с общей центральной точкой. Такой узор красуется под куполами приделов Святой Троицы, Александра Свирского и Григория Армянского.
Экскурсоводы говорят, что это исторический вид внутреннего убранства церквей. Как и в XVI веке, придел Александра Свирского расписан под кирпичную кладку, а церковь Григория Армянского просто побелена изнутри, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.
Кладка сводов в каждом приделе сама по себе спиралевидная: кирпичи, расположенные под углом, образуют концентрический узор. Такую систему кладки применяли в Италии в XV веке, отсюда она получила свое название — итальянский свод. Из-за этой особенности вопрос о строителях храма вызывает еще больше сомнений. И хотя нам известны имена Постник и Барма, по одной из версий собор был возведен неизвестным итальянцем.
Каким бы купол ни был, его кирпичные узоры намеренно выделены темной краской, и на белом своде мы видим ту самую розетку из спиралей. Обычно на этом месте изображается Бог, и возможно, что спираль его и символизирует. Например, исследователь Юрий Пущаев в статье “Покровский собор” высказывает такую точку зрения:
«Купол церкви [Святой Троицы] украшен рельефным орнаментом в виде спирали. Это крайне редкое в древнерусском искусстве символическое изображение Бога».
Очень смелая версия, учитывая, что подобные символы использовались в культуре как солярные знаки и ассоциируются с язычеством. Кандидат исторических наук Раиса Анваровна Суслова видит в узоре спирали Фибоначчи. На основе структуры ряда Фибоначчи (при сложении двух соседних членов в сумме получается третий) она заключает, что эта розетка — символ Троицы.
Сайт Государственного исторического музея пишет: «В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль – символ вечности». Крупный краеведческий портал описывает похожее изображение, как многолучевую звезду. Латвийский архитектор и исследователь Людмила Вениаминовна Клешнина называет спиральные изображения под куполами русских соборов словами св. Дионисия Ареопагита: «символ кипучей огненной круговерти Небесных Сил, находящихся вокруг Бога».
В любом случае, современные ученые и любители могут только предполагать, какой смысл несла эта спираль изначально. Единственный способ получить достоверный ответ — спросить у людей, пять веков назад нарисовавших узор на своде.