"Всякому товару цена есть...": рецензия на спектакль "Бесприданница" в Музыкальном театре Чихачева

"Всякому товару цена есть...": рецензия на спектакль "Бесприданница" в Музыкальном театре Чихачева

Журналисты Первого студенческого агентства посетили спектакль по пьесе Александра Островского «Бесприданница» в Московском государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева. О том, как классическое произведение отечественной литературы раскрывается по новому в жанре мюзикла расскажет Алина Крендюкова.

18 июня
17:20

p>Александр Николаевич Островский по праву считается важнейшим отечественным драматургом за всю историю русской литературы. Его персонажи создают типологию человека, проблемы остаются злободневными, а цитаты из пьес расходятся на афоризмы. Социально-психологическая драма «Бесприданница» является одним из поздних произведений писателя, которая основана на реальной истории, услышанной как-то Островским. Драматург работал над пьесой 4 года, однако первые постановки провалились. После долгих лет «Бесприданнице» пришло всероссийское признание, и теперь это произведение по праву считается отечественной классикой.

PN_55O-1eCg.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=a849eac8e6a69a6299c0127c940a85c6&type=album

Эта пьеса неоднократно ставилась в величайших театрах нашей страны в совершенно разных трактовках. Увидеть одну из самых необычных версий этого произведения можно в Московском государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева. Премьера мюзикла состоялась 25 апреля 2019 года и полюбилась зрителям с первого показа. Разберем эту постановку и попытаемся выявить уникальность и очарование «Бесприданницы» Музыкального театра.

В чем новаторство постановки?

Особенность этого спектакля заключается в специфике театрального жанра: в нашем восприятии мюзикл – это легкая, добрая история с задорными танцами и вокалом. Конечно, «Бесприданницу» нельзя назвать таковой – это тяжелая история о чести, неразделённой любви и патриархальных ценностях. Музыкальное сопровождение сглаживает углы и помогает раскрыть характеры персонажей по-новому. Реплики героев обращены к другим персонажам, а их сольные партии показывают внутренний психологизм, мысли и чувства героев. Ритмика, мелодия, тембры раскрывают личностные качества персонажей и показывают зрителю зазеркалье души каждого персонажа. Таким образом, мы сразу понимаем мотивацию и желания героев, будь то чистая, мечтающая о счастье Лариса или легкомысленный, нарцистичный Сергей Сергеевич.

AwIT2y1KlKU.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=e0c3c0408871d7047fa58392f3776823&type=album

О музыке

Еще хотелось бы обратить внимание на музыку в спектакле. Дирижёром-постановщиком в этой пьесе является заслуженный артист России Владимир Янковский. Яркое звучание и атмосфера достигается живым звучанием симфонического оркестра – во время спектакля в оркестровой яме также активно, как и актеры, работают музыканты - лишь руки дирижера видны зрителю. Кстати музыка к спектаклю написана заслуженным деятелем искусств России, советским и российским композитором Александром Кулыгиным. Синтез искусств достигается художественным союзом: смотришь и восхищаешься, как актеры играют, поют и танцуют под аккомпанемент оркестра. Кажется, будто все получается само по себе, но такая удивительная и слаженная работа достигается профессионализмом и репетициями.

1gdhy9U1YYs.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=90def90c84d2c2971b639ec9713f8255&type=album

О чем пьеса?

Драматургия произведения простая, но безумно трогательная. Скромная и добрая Лариса Огудалова выходит замуж за скупого и странного чиновника Юлия Капитоныча. Все вокруг обсуждают их свадьбу, жалеют Ларису и смеются над Юлием Капитонычем. Однако сердце юной девушки принадлежит Серге. Сергеевичу Паратову, который бросил ее годом ранее. Девушка смирилась со своим положением и мечтает лишь уехать подальше от хитрой матушки и лицемерного общество за Волгу. Там, на другом берегу, для девушки открывается мир счастья и гармонии, Лариса верит, что переезд в другое место решит все ее проблемы. Планы рушатся, когда в город возвращается Паратов, разбогатевший за счёт помолвки на состоятельной даме. Сергей Сергеевич встречается с Ларисой и в его сердце вспыхивает страсть и любопытство. Во время свадебного обеда в нищем доме Капитоныча Паратов признается в чувствах главной героине и зовет ее сбежать с ним навсегда. Девушке вскружила голову любовь: она поверила намерениями Сергея Сергеевича и сбежала за Волгу. Как и во всех произведениях Островского, нарушение общественных и моральных норм пагубно влияет на героиню. Она погибает от пули жениха.

Драматургия и наполненность спектакля

В исполнении актеров музыкального театра эта история раскрывает по-новому. С помощью танцев, музыки и фрагментов жизни людей того времени раскрывается культурный подтекст и ценности человека середины-конца 19 века. Бездуховные слова и поступки чиновников, притворство и равнодушие, сцена обеда в доме Карандашева показывает подлость и лицемерие светского общества. Даже родная мать Ларисы думает не о благополучии дочки, а о том, как заработать больше денег на женитьбе. Хоть какая-то искренность проявляется в образах мужиков и цыган: эти персонажи появляются в постановке во время музыкальных сцен, но именно они отражают настроение беззаботности и настоящего счастья, которое так чуждо обществу чиновников. Режиссер сумел так поставить эту пьесу, что время в зрительном зале пролетает незаметно: динамика, живая музыка, трогательная и глубокая история в сочетании с потрясающей игрой актеров.

JsGMY5rHbzk.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=9be586c21aa1739b7e841d7095d8c273&type=album

Декорации и костюмы

Отдельное внимание стоит обратить на декорации и костюмы: Юрий Доломанов и Татьяна Мирова создали удивительно яркую и такую точную обстановку. Элементы интерьера, декор и реквизиты подобраны грамотно и живописно, поэтому обстановка сцены способствует глубокому восприятию и полному погружению. Прекрасные костюмы, от которых невозможно оторвать взгляд позволяют почувствовать дух времени и добавляют визуальных характеристик для персонажей. На сцене невозможно не заметить образ русского медведя, который в одной из сцен появляется статуей фонтана, а в другой является элементом декора дома Карадашева. Когда на последней сцене появляются все действующие лица – замарает дыхание. Цыгане кружатся в танце, семья и близкие главной героини с ужасом смотрят на бездыханное тело. У каждого из них в голове одна мысль: «Что же мы наделали?». Однако даже эта мысль не изменит образ жизни и поведение беспощадного общества.

1LeZbDXrt_Q.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=af9a374ce5e093f6837d0894d62f8483&type=album

Почему пьеса до сих пор актуальна?

Однако самый острый вопрос, который оставался у меня в голове во время всего просмотра: «А в чем актуальность этого произведения в наше время?». Ведь сейчас девушки свободны от рабства замужества и семьи, могут самостоятельно принимать решения и распоряжаться своей судьбой. У нас другие нравы и нормы поведения в обществе, межличностные отношения и понятия морали. Но все же эта пьеса актуальна, и будет актуальна всегда. Несправедливость, ложь, лицемерие, неравенство, неразделенная любви, зависимость от мнения общества всегда будут преследовать русского человека. Возможно, современная Лариса не закончила бы так, как Лариса Островского, но никто не может защитить человека от разбитого сердца и несбывшихся ожиданий.

ztYPFNMEoQ8.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=95044abed104f4192a154817dc1a4c37&type=album

Приходите в Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева и посмотрите эту версию постановки пьесы «Бесприданница». Эта история точно не оставит вас равнодушным, а великолепная игра актеров, живая музыка и профессиональное исполнение заполнится надолго. Пусть волшебные моменты посещения театра станут поводом для рефлексии и духовного отдыха, который так необходим каждому из нас.


Читайте также
30 января
16:30
Играем по-крупному: «Масенькие супружеские игры» вернулись в театр Виктюка
27 января
19:10
Неужто только ради красоты?
29 декабря
02:10
«Вот тебе и "Ой"»: «Генерал и его семья» в Театре Вахтангова