«Лавр»: Спектакль, который нужно увидеть

«Лавр»: Спектакль, который нужно увидеть

О премьере сезона в МХАТ имени М. Горького по роману Евгения Водолазкина

03 июля
12:30

Источник: Пресс-служба МХАТ имени М. Горького

Мы изучали, как жили правители. Как велись бесконечные войны, какие были стратегии боя, битвы за власть. Но знаем ли мы так же хорошо, как жил народ? Чем он дышал? Во что верил? Как чувствовал?

В 2013 году «Лавр» Евгения Водолазкина увидел свет. «Неисторический роман», который подходит под описание жанра жития. К сожалению (или к счастью) житийная литература практически не изучается в школах и университетах. Лишь студенты некоторых специальностей читают такие книги в рамках программы, большинство же едва ли знакомо с этой частью литературы.

Роман «Лавр» стал сенсацией. История о средневековом враче попала на полки книжных магазинов, но долго там не задержалась – быстро переехала в дома к читателям. Стоило ждать экранизации или театральной постановки такой книги. За это взялся МХАТ имени М. Горького.

Мнения о том, сложно или легко ставить классику, зачастую противоположны. Одни говорят, что невозможно: это великие произведения, ничто не приблизится к уровню мастерства автора. Другие считают, что это вполне осуществимо, тем более это столько раз случалось.

Ставить современную литературу на сцене сложнее классики. Современный зритель – скептик, требовательный к форме и содержанию. И если к классическим произведениям он относится с почтением, ревностью, благоговением, то литературе нашего времени он ничем не обязан. Спектаклям – тем более.

«Лавр» во МХАТе отвечает самым строгим требованиям и в области формы, и в области содержания. Масштабные декорации, яркие костюмы, живое музыкальное сопровождение – золотая рама для великолепной картины. История рассказывается нелинейно, зритель попадает из средневековой избы в квартиру времён СССР. Меняются рассказчики, меняется главный герой (его играют сразу три артиста). Динамика повествования, яркость сцены (при умеренности и сдержанности в цветах и декорациях), инструменты – гусли, лира и маримба – ничто не может оставить равнодушным.

Религия – тема, на которую сложно говорить. Но «Лавр» делает это искренне, и оттого невозможно оторвать взгляда от сцены. Спектакль – история искупления, его поиска на разных этапах жизни главного героя.

«Как и в книге, действие спектакля делится на четыре основные части — Познание, Отречение, Путь и Покой. Каждый следующий этап заставляет протагониста брать новое имя и открывать новые главы жития: о предназначении, боли, искуплении, любви, вечности и спасении» (МХАТ имени М. Горького).

Премьера спектакля состоялась в декабре 2020 года, совсем недавно. Будьте уверены, «Лавр» ещё много раз расскажет свою историю со сцены МХАТа. Он точно заслуживает этой возможности.


Читайте также
28 марта
14:55
В Театре Сатиры прошла «Ночь театров 2024»
25 марта
15:20
В школе Мигеля Эрнандеса прошёл день открытых дверей Театрального профиля
24 марта
17:10
«104 страницы про любовь» оживают в Театре на Таганке