Симфоспектакль: за или против?

1 августа на сцене «Зелёного театра» ВДНХ в рамках фестиваля «Актёр. Слово. Музыка» был показан симфоспектакль «Война и мир». О симбиозе, казалось бы, невозможного, а также о восприятии романа Толстого в его новой сценической интерпретации, рассказываем ниже.

02 августа
15:40

Понятие «симфоспектакля» в театрально-сценическом обиходе появилось совершенно недавно. И подразумевает соединение музыки и текста, где первая служит одним из способов раскрытия скрытых смыслов второго. Одной из постановок-зачинателей по праву можно считать «Мастера и Маргариту», представленную на XIX фестивале ArsLonga в Крыму.

«Война и мир» повторила роль своего предшественника. Музыкальное сопровождение Московского государственного симфонического оркестра, исполнившего произведения Баха, Моцарта, Бетховена и других, позволили иначе посмотреть на произведение Толстого. Те эпизоды, которые в книге, казалось бы, были сведены к иронии и насмешке, на сцене поднимались до уровня трагедии, глубже раскрывая образы героев великого толстовского романа. Так, знакомство Наташи с отцом Болконского, в романе представлявшееся каким-то особенным фарсом ожиданий девушки и реальности, было настоящей трагедией, вбившей один из клиньев в дальнейший душевный разлад Ростовой. Актёрская читка избранных сцен романа в исполнении Анатолия Белого, Дарьи Мороз и Станислава Дужникова позволила прочувствовать и светлые, и тёмные уголки душ главных героев, представив их не как участников толстовской истории XIX века, а как достаточно реальных и современных людей XXI столетия.

Проблема же симфоспектакля заключается в отсутствии какого-либо движения на сцене. И если в ситуациях общественной жизни или военных баталий прекрасной актёрской чистки хватает для того, чтобы воссоздать в воображении зрителя картину, то, например, в случае первого бала Наташи Ростовой, являющегося одним из самых важных фрагментов в первом акте, чувствуется дикая нехватка хотя бы нескольких кругов вальса под музыку великих музыкальных романтиков XIX века. 

Сама постановка более ориентирована на зрителя, не осилившего роман ещё со времён школьной скамьи. Те, кто достаточно глубоко исследовал толстовские глубины «Войны и мира», не так чётко будет считывать музыкальные вибрации, символизирующие страх или предвкушение, лёгкое волнение приближающегося признания или разгорающуюся в сердце героини страсть. Однако, если рассматривать постановку с точки зрения нового опыта в интерсемиотическом переводе классики, смыслы которой раскрываются через нотные полотна великих композиторов самых разных музыкальных эпох, то подобный эксперимент, однозначно, заслуживает внимания.

Постановка «Война и мир» была показана в рамках программы «Актёр. Слово. Музыка» фестиваля «Вдохновение», представляющего спектакли в жанре литературного театра.


Читайте также
03 января
10:00
Первое знакомство с «Щелкунчиком»
18 декабря
18:15
«Метель» Пушкина заметает Малый Театр
16 декабря
12:00
Что снится Анне Достоевской: Обзор спектакля «Достоевская. Сны Анны» в театре «Мост»