Что снится Анне Достоевской: Обзор спектакля «Достоевская. Сны Анны» в театре «Мост»

Что снится Анне Достоевской: Обзор спектакля «Достоевская. Сны Анны» в театре «Мост»

Шесть Анн и один Достоевский, книги, карты, сны — почему стоит сходить на постановку «Достоевская. Сны Анны».

16 декабря
12:00

Источник: https://www.culture.ru/movies/21236/dostoevskaya-sny-anny

15 декабря в театре «Мост» состоялся спектакль «Достоевская. Сны Анны». В год 200-летия Достоевского, пока остальные театры переносили на сцену знаменитые романы классика, филолог Мила Денева и режиссер Георгий Долмазян взглянули на автора глазами влюбленной женщины.

— Мемуары Анны Достоевской — это самый масштабный источник воспоминаний о Федоре Михайловиче. Анна Григорьевна, как цензура, убрала некоторые интимные подробности, которые она не хотела сохранять для эпохи. Но на каких еще источниках строить спектакль про Анну Достоевскую, как ни на ее дневниках, — делится автор пьесы, Мила Денева.

Слово «сны» определяет нелинейное повествования — спектакль идет с конца до начала. Эпизоды состоят из идиллических картин мирной жизни и адских плясок картежников. Все образы, кроме Анны и Достоевского, статичны — рассказчица удаляет из эпизодов все детали, которые не касаются отношений с классиком.

Зрительский зал поделили на два сектора: режиссер-постановщик Георгий Долмазян называет их уважительно: «Федор Михайлович» и «Анна Григорьевна». Камерную сцену окружили черными лентами — возникает ассоциация с прутьями клетки, которой для женщины стала счастливая память о муже.

1639725431_f11afmzfvrmjpg.jpg

Первая сцена постановки — Достоевский умер 35 лет назад, Сниткина на фоне рафаэелевской Мадонны оплакивает свою потерю. Мотив беззаветной, миссионерской, почти материнской любви Анны проходит через всю пьесу. Героиню сравнивают и с Мадонной, и с Татьяной Лариной, и с героинями романов Достоевского. Женщина, которая до самой смерти находилась в тени великого мужа, становится центром пьесы. Она преодолевает бытовые трудности, учится быть хорошей хозяйкой и мудрой женой.

— Добрая половина славы Достоевского — заслуга Анны Григорьевны. До нее Федор Михайлович выпустил только «Преступление и наказание», «Белые ночи». Анна Григорьевна помогала готовить к публикации все остальное — все «Великое пятикнижие», все большие романы. Анна Григорьевна, как имиджмейкер, сделала славу Достоевского. Мы решили показать другую сторону жизни классика. А изнанка его успеха — взаимоотношения с женой, — подчеркивает автор текста, Мила Денева.

Анна Григорьевна потратила 35 лет, чтобы создать мемуары о Достоевском — у нее было время, чтобы поразмыслить над совместными моментами. Поэтому образ мужа в дневниках, на основе которых написана пьеса, несколько изменен — человеческая память может идеализировать и уничтожать неприглядные детали.

— Спектакль разделили на пять частей. Я как драматург посмотрела на всю биографию Анны и выделили ключевые моменты, которые являются переломными в жизни каждой женщины, то что меняет ее кардинально как человека, как личность, как жену: замужество, смерть ребенка, рождение второго ребенка, издание первого романа совместно с ней. Например, после продажи всего своего приданого и поспешного отъезда за границу, Анна Сниткина уже перестала быть просто Неточкой — это уже другой человек, качественно другой, — рассказывает Мила Денева.

85p4j3lha1mepxcv0fxnc136w19b0rz1.jpeg

С ролью Анны справляются сразу 6 актрис. Молодая Вера Семенова играет семидесятилетнюю Анну, автора воспоминаний. Наталья Дедейко выступает в роли 44-летней Достоевской, хоронящей классика. Дарья Чудная показывает, как Анна Сниткина начала издавать и продавать Достоевского, Лариса Любимова примеряет образ беременной жены в заграничном изгнании. Александра Караева и Полина Шушаро сыграли молодых Анн— бесправную молодую хозяйку и стенографистку в доме Достоевского.

Роль Достоевского исполняет Дмитрий Чуриков. Даже в такой интимной постановке фигура классика получилась великой — Федор Михайлович, в отличии от супруги, отрывается от мелких финансовых неурядиц и занимается творчеством. Между тем, Достоевский в спектакле вовсе не кажется неживым воплощением литературного дара — он борется со своими зависимостями, привязывается к супруге и детям, шутит и ревнует. Молодой актер примеряет несвойственный для себя образ

Конечно, за два часа невозможно полностью охватить шестнадцатилетнюю историю совместной жизни классика и его музы. Изначально «Сны Анны» длились четыре часа с антрактом — но потом постановщик Георгий Долмазян сократил действие спектакля.

— В расширенную версию постановки вошли разные эпизоды из жизни Достоевских: и Старая Русса, перелом руки дочки-Любочки, ссоры и скандалы, нервные срывы, болезнь самой Анны Григорьевны. Первая читка оригинального текста длилась пять часов. Началась примерка ролей артистами, постановка сценических этюдов. Пьеса оказалась слишком литературной: много слов, мало действия. А мы не хотели создавать литературный театр. Все, что не удалось перевести в сценическое действие, было вырезано, как ненужная литература, — рассказывает Мила Денева.

Постановка «Достоевская. Сны Анны» — это история беззаветной и всепрощающей любви. Главная героиня посвящает себя таланту великого мужа — именно Федор Михайлович становится смыслом ее существования. Чтобы узнать, что сниться Анне Григорьевне, загляните в театр «Мост» в январе.

Видеоверсию спектакля смотрите здесь.


Читайте также
08 апреля
09:00
Кабаре «Гадюка»: история женщины, потерявшей все
06 апреля
10:00
«Разговоры после погребения» в La'Театр
02 апреля
19:30
«Разговоры после погребения» о душе человека в LA’ТЕАТРЕ