Бог один, да дороги к нему разные: какой выдалась постановка "Поминальная молитва" в Театре МОСТ

Бог один, да дороги к нему разные: какой выдалась постановка "Поминальная молитва" в Театре МОСТ

12 февраля
21:20

Источник:

Соавтор: Настя Серова

В своей новой постановке режиссер Георгий Долмазян смог поднять множество животрепещущих вопросов: что религия значит для человека, как представителям разных поколений найти общий язык, что важнее – счастье родителей или истинная любовь? Найти ответы на эти вопросы зрителям предстоит самостоятельно, в этом и заключается глубина спектакля «Поминальная молитва».

Автор не представляет нам героев в идеальном свете, каждый персонаж – личность со своими сильными и слабыми сторонами, непримиримыми противоречиями, раздирающими их изнутри. Показательным является эпизод, в котором Тевье (отец семейства) воссоединяется со своей дочерью, принявшей христианство. Главный герой, несмотря на укоренившуюся в сознании преданность иудаизму, принимает дочь обратно в семью, так как понимает, что не может перестать нежно любить свое дитя. Эту сцену можно также считать авторским ответом на вопрос: может ли решиться конфликт поколений? Безусловно, любовь и искреннее желание людей найти общий язык могут сблизить «отцов» и «детей», помочь им искоренить все проблемы.

В целом, вся постановка вызывает неописуемые эмоции. Можно поймать себя на том, что ты забываешь о нереальности происходящего и действительно погружаешься в хитросплетения судеб героев. Кажется, все зрители глубоко переживали за молодых и влюбленных героинь, искренне горевали из-за смерти одного из ключевых персонажей и радовались воссоединению семьи.

1644938122_fqwy1dffkqjpg.jpg

Предполагаю, что для многих постановка – история о религии и любви, а не о евреях и гонениях. По крайней мере, я больше всего переживала за эти моменты в жизни героев. Было чувство, что семейный уют, родственность душ, глубокая привязанность и верность своим принципам – именно то, что необходимо персонажам «Поминальной молитвы», то, что поможет им пережить все невзгоды и напасти внешнего мира. Нам близки все эти темы, поэтому в зале можно было услышать тихие всхлипывания во время печальных эпизодов и искренний смех в финале постановки.

Если говорить о декорациях, качестве света и звука, то стоит отметить их крайне высокий уровень. Идеальное освещение сцены создавало уютную атмосферу в доме Тевье, подчеркивало шумный балаган в трактире и восход солнца в сцене на колокольне. Работа со звуком просто невероятная. При помощи эффекта эха режиссер грамотно расставлял смысловые акценты, а щебетание птиц и шум ветра создавали ощущение свежести и весенней легкости. Прекрасная музыка вкупе с элементами еврейских народных танцев добавляла «Поминальной молитве» нотки праздничности и игривости.

Хочется отдельно отметить, что помимо всех вышеописанных способов воздействия на зрителя, в работе также присутствовали запахи! Ярче всего это ощущалось во время встречи отца с дочерью в церкви – аромат свечей отчетливо чувствовался в зрительном зале. Также в одном из эпизодов можно было уловить запах спирта, что погружало в атмосферу внутренней боли героев.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ - НА ВЫСОТЕ!

Взаимоотношения между героями показаны искренне, чувственно. Чего только стоят молочник Тевье (Всеволод Гусейнов) и его жена Голда (Людмила Давыдова). Они олицетворяли образ настоящей еврейской семьи. Женщина прислушивается к мужу, занимается хозяйством, а он - оберегает свой дом, свою любовь.

Голда мудра, прозорлива. Эта героиня знала, как позаботиться о каждом. Эмоциональный подъем случился во время сцены рождения внучки. Из-за сильной болезни Голда не смогла лично помогать старшей дочери Цейтл (Наталья Дедейко), поэтому  мысленно разговаривала с ней, отдавая все свои силы. Слезы актрисы были настолько честными, что вызывали мурашки. 

1644938193_t4wxo3xtimjpg.jpg

Если говорить о Тевье, то для него всегда вера играла огромное значение. Из-за этого постоянно происходил внутренний конфликт. Как поступить? Выдать Цейтл за мясника, потому что дал ему обещание, или за портного, потому что так хочет дочь? Тевье поступал по зову сердца. Он смог даже простить третью дочь Хаву (Юлия Вергун), которая приняла христианство. Актер вжился в своего героя. Он показал характер Тевье в развитии. Сначала перед нами стоит глава еврейской семьи, серьезный и властный мужчина, а в конце мы видим чувственную и ранимую натуру.

1644938212_yc8vki7avzgjpg.jpg

Менахем-Мендл (Илья Кожухарь) олицетворял предпринимателя XXI века. Он был и сватом, и страховым агентом, и обычным работником. Костюмы добавляли изюминку в его образ: черная шляпа, выглаженная белая рубашка, длинное пальто и галстук. Интересной деталью стала дырка на подошве ботинка. Внешне выглядел богато, но на самом деле не хватало средств на новую обувь. Менахем много говорил, хотел всем помочь, но по итогу ничего не смог добиться. Его речь состояла и из приятных шуток, которые вызывали смех у всего зала, и из разговоров на серьезные темы, которые заставляли о многом задуматься. 

1644938284_fq5ytpo7qayjpg.jpg

Урядник (Анатолий Сафронихин) был настоящим деревенским казаком. Всегда ходил в белой рубашке, длинных сапогах и папахе. Речь актера также звучала с интересным акцентом: некоторые слова Урядник проглатывал, другие говорил очень быстро, а ударение в речи на букву «О» вообще характерно для жителей деревенской местности. Этот герой очень колоритный, со своим характером. Ему приходилось делать выбор между сухими губернскими указами и душевными порывами. В эпизоде, когда всех евреев просят выселиться из Анатовки, Урядник дает им больше времени на сборы. Он пытался с пониманием отнестись к чужой беде. 

1644938303_7zid8p5iewqjpg.jpg

Подводя итог, можно сказать, что «Поминальная молитва» в Театре МОСТ – качественная постановка, способная вызвать смех и слезы и заставить зрителя переосмыслить свою жизнь.

1644938348_zibukwcdho4jpg.jpg

Автор фото: Настя Серова


Читайте также
17 апреля
15:00
130 лет со дня рождения актера Бориса Щукина
08 апреля
09:00
Кабаре «Гадюка»: история женщины, потерявшей все
06 апреля
10:00
«Разговоры после погребения» в La'Театр