Машины о своих хозяевах: спектакль «Кладбище понтов»

Машины о своих хозяевах: спектакль «Кладбище понтов»

14 декабря
20:30

Источник:

Мы живем в «эру пробников». Часто вещи приобретаются на время, пока не появится версия получше. И так до бесконечности, ведь прогресс не стоит на месте. Люди меняют каждый год айфоны на новые, которые слабо отличаются от предыдущей модели. Не только телефоны, но и другие вещи, служившие десятилетиями нашим предкам, становятся лишь временной игрушкой сейчас. Даже если срок эксплуатации еще не истек, мы бежим за новой дорогой вещицей, чтобы доказать себе и окружающим: «Смотрите, я могу себе позволить все самое лучшее».

Именно об этой жажде «пустить пыль в глаза» спектакль «Кладбище понтов» в театре «Модерн». Здесь главные герои – не люди, а ожившие машины. Попонтовавшись вдоволь, хозяева бросают машины премиальных марок. У каждого автомобиля своя история, раскрывающая не столько внутренние переживания машин, сколько пороки их хозяев и искушенного современного общества.

Спектакль в одно действие длится 1 час 25 минут. Режиссером-постановщиком выступил Юрий Грымов по сценарию Рины Ю.

1671039321_pontyaf1jpg.jpg

Сюжет

Зрители попадают на свалку посреди пустыря вместе с музыкантом. Мужчина выглядит растерянно: поздний вечер, холод, еще и странное место для концерта выбрали! Навстречу ему выходит смотритель Аркадий. По разговору становится понятно, что музыканту пообещали подфарник для машины взамен на выступление. Вот только играть на гитаре нужно не перед живой публикой, а перед брошенными автомобилями, которые постепенно отпугивают музыканта своим ревом.

1671039354_kparot1jpg.jpg

Аркадий успокаивает расшумевшиеся автомобили и обещает утром рассказать им важную новость. Однако утро для Аркаши не наступило: ночью на свалку пробрались воры и довели мужчину до инфаркта. На сцене появляются убитые горем девять машин, а самая опытная и уважаемая Тойота констатирует: «Мотор заглох у Аркадия».

Грустную атмосферу сотрясает своим появлением Хендай. Дорогие иномарки, среди которых Бэха, Бентли, Майбах, Додж, Ягуар, Лексус, Мерс и Ламборгини, пренебрежительно относятся к новичку из Кореи и не понимают, как он мог оказаться среди них. Однако именно Хендай «тормошит» автомобили, заставляет задуматься о будущем (вдруг их отправят в каршеринг) и разбавляет минорный мотив повествования шуточками. Например, в прошлом Ягуар сдавали в лизинг, поэтому Хендай дразнит его «тачкой по вызову».

1671039379_geo3795jpg.jpg

Десять машин по очереди рассказывают о своей прошлой жизни. «Вспомним наших хозяев. Тогда поймем, кто за нами придет». В них теплится надежда, что их заберет хоть кто-то, ведь как можно оставить такие дорогие автомобили на свалке, если раньше ими хвастались и восхищались?

 От Тойоты машины узнают, что Аркадий в прошлом был ее хозяином. Между ними была крепкая связь, поэтому старушка понимала мужчину без слов. На последние деньги он скупал дорогие авто, оставшиеся без владельцев, чтобы на месте этого гаража-свалки организовать музей. Со смертью мужчины удел этих машин – переплавка и разбор на запчасти. На сцену выходят работники, грузят машины в фургон и увозят на верную гибель.

1671039416_ponty05jpg.jpg

Перспектива быть уничтоженными поднимает бурю чувств внутри машин. Одни готовы пойти хоть в каршеринг, другие – проголосовать за Конституцию. Уже в фургоне Мерс – негласный лидер – призывает машины нажать на газ и сломать ограду фургона, чтобы выехать на трассу и унести вместе с собой множество жизней. Останавливает от кровопролития своих товарищей мудрая Тойота. Она убеждена, что не нужно отвечать насилием на насилие, ведь есть и хорошие люди. Старушка утверждает, что внутри стального корпуса у каждого есть душа. Души иномарок могут воспарить и остаться бессмертными, выбрав себе хозяина для наставлений. Машины доверяются ее словам и становятся духами.

 «Сострадать, верить и прощать способны даже те, кто, как нам кажется, лишен чувств. Любовь — это колоссальная сила, которая способна спасти человека даже от смерти. “Кладбище понтов” — мужской спектакль с добрым женским сердцем. Он подарит зрителям то, что необходимо каждому — осознание любви и добра в этом одиноком, быстро меняющемся мире». Юрий Грымов

Истории

У каждой иномарки свой уникальный характер и стиль. Это некая игра на стереотипах, попытка нарисовать портрет типичного обладателя той или иной марки авто. Костюмы персонажей украшены обязательно эмблемой марки. Сдержанная Бэха в кожанке, кричащая желто-черная Ламборгини, интеллигентный Майбах в кардигане или Хендай в шапочке и спортивках – вот как представляется хуманизация машин режиссеру и художникам.

Судьба хозяев автомобилей тоже различна. Так, Додж признается в том, что специально усыпил свою хозяйку солнечным днем, чтобы она попала в аварию. По мнению Доджа, он спас свою хозяйку от превращения в силиконовую куклу. Ему были омерзительны разговоры о деньгах, мужчинах и пластике, которые вели подруги хозяйки, поэтому он не дал ей стать такой же.

1671039561_geo5319jpg.jpg

Ламборгини стала подарком на день рождения дочери богатых родителей. На машине девушка ездила с компанией в клубы, а потом носилась по городу пьяная. Однажды она с приятелями сбила несколько человек и сбежала с места преступления. Хозяйка Ламбы села в тюрьму и не сможет за ней приехать.

Мерседесом хвасталась студентка МГУ перед другими студентами на Воробьевых горах. Это был подарок от мужа. В роковой день одногруппник упросил девушку покататься на машине, а на светофоре вышвырнул ее из салона, желая обладать Мерседесом. Хозяйка ударилась головой об асфальт и умерла, а вдовец попытался сжечь машину после инцидента, чтобы она не напоминала ему о жене.

Несмотря на статус и стоимость, всех счастливей и мудрей считалась старушка Тойота. Она прослужила своему хозяину десять лет и была действительно любима им. Аркадий в прошлом был госслужащим. Не всегда добросовестным, но по-своему душевным. Он ни за что не хотел менять свою любимую старушку Тойоту. На этом «кладбище понтов» она оказалась не потому, что ей поигрались и выкинули, как другими, а вслед за хозяином. Однажды Аркадий чуть не задавил детей, но в последний момент что-то неизвестное перенаправило колеса и он врезался в дерево. После аварии машину нельзя было восстановить, но мужчина держал ее при себе в гараже, потратив все деньги на сбор других автомобилей, пострадавших в аварии.

1671039585_ponty04jpg.jpg

Возможно, Хендай – последняя спасенная машина – не ошибочный выбор Аркадия. Это демонстрирует и маленький бюджет, который у него остался, и равное отношение к автомобилям любой марки. Аркадий начал с Тойоты, а закончил Хендаем. Пока внешний мир, расположенный за пределами гаража, видит в автомобилях лишь способ гнать понты, Аркадий проникается каждой машиной. Люди извне приходят в этот закрытый мирок лишь для наживы. Даже музыкант в самом начале упоминает о том, как с удовольствием меняет одну машину на другую, более крутую. Такой человек не по нраву автомобилям, поэтому он изгоняется.

«Суть машины в обладании ей. Она как член семьи».

Источник фото: сайт театра «Модерн»


Читайте также
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений
17 апреля
15:00
130 лет со дня рождения актера Бориса Щукина