Театр Романа Виктюка, радующий зрителей с 1991 года, нередко обращается к поэзии начала XIX века. Подтверждение тому – спектакль «Баня», поставленный по произведению Владимира Маяковского. Режиссёр постановки Сергей Захарин приурочил театральную премьеру к 130-летию со дня рождения поэта. Она отличается от оригинала появлением на сцене лирического героя Маяковского в исполнении Дмитрия Бозина, но в остальном остаётся близкой к исходному тексту.
Задумка режиссера основывается на сочетании классической советской комедии с символическим театром. Захарин использует пластический стиль, что в дополнении к гротескному гриму напоминает приемы агиттеатра. Такое решение органично сочетается с игрой актеров. Спектакль проникнут студийным духом и вызывает сильное ощущение самодеятельности, наполненное комедийным содержанием. Помимо юмористического представления бюрократической машины, постановка повышает градус эмоциональности с помощью пластики и танцевальных фрагментов.
Спектакль построен на характерном для Маяковского контрасте гротескных персонажей и главного героя пьесы с его мечтами о светлом будущем и любви. Такой приём помогает зрителю увидеть произведение глазами самого поэта. Исполнитель роли Дмитрий Бозин на протяжении всего действия неоднократно прерывает ход пьесы, врываясь на сцену со стихами «Про это», «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах». Это добавляет образу эксцентричности. Фигура героя возникает на фоне окон, за которыми закрываются жалюзи, создавая эффект высоты. В объединении текста «Бани» и стихов о любви зрители видят, что автор многогранен и проницателен. Именно этот образ добавляет произведению глубины и с новой, нелицеприятной для зрителя стороны раскрывает персонажей-обывателей.
Спектакль «Баня» в Театре Романа Виктюка – это уникальное сочетание классической комедии, символизма и абсурда. Оно наделяет постановку революционным духом сценического искусства XX века.
Фото: Театр Романа Виктюка