Поцелуй Иуды

Поцелуй Иуды

Зло и добро, предательство и прощение, вина и раскаяние, ненависть и любовь. 28 и 29 октября на сцене театра «Модерн» режиссёр Юрий Грымов ставит финальную часть своей трилогии «Антихрист и Христос» — «Иуда»
31 октября
14:40

Источник:

Зло и добро, предательство и прощение, вина и раскаяние, ненависть и любовь. 28 и 29 октября на сцене театра «Модерн» режиссёр Юрий Грымов ставит финальную часть своей трилогии «Антихрист и Христос» «Иуда». Или, как указано на афише, — «Иуда?».

Перед нами — самый известный сюжет Евангелия. Предательство Учителя, которое никогда не было под вопросом, — все мы знаем, что Иуда предал Иисуса за тридцать серебренников и что после того, как Учителя распяли на кресте, раскаялся, возвратил деньги первосвященникам и повесился. Иуда — главное зло христианской веры, ничем не объяснимое, однозначное зло, не заслуживающее милосердия и прощения.

Но ведь если Иуда раскаялся — значит, он уже не грешник? И если вернул деньги — то дело было не в них? Мог ли он ненавидеть Иисуса настолько, чтобы предать его, — и как можно выдать того, кто и так не прятался? Почему Иуда, предав Учителя, покончил с собой? В чём грех Иуды — и есть ли он вообще? Юрий Грымов подходит к образу Иуды совсем с другой стороны, которой не принято касаться, и совершенно внезапно оказывается, что в трилогии «Антихрист и Христос» Иуда воплощает в себе отнюдь не Антихриста. Но обо всём по порядку.

Постановка открывается лекцией. Да, совершенно внезапно — открытой лекцией, на которой преподаватель Вадим Пинский поднимает вопрос справедливости наказаний. Он ставит ребром вопрос предательства Иуды и справедливости его наказания — ведь в христианстве Иуда считается главным грешником. Начинается спор, в котором преподаватель становится «адвокатом Дьявола» и задаёт вопросы о том, так ли заслуженно ненавидят Иуду, а его оппонент апеллирует уже известными нам фактами из Евангелия. Мы становимся участниками разыгранного судебного заседания, из зала раз за разом поднимаются и выходят на сцену всё новые и новые люди, задающие вопросы, которыми раньше никто не интересовался, и, наконец, преподаватель выдвигает такую теорию: а что, если смерть Иисуса была выгодна не Иуде, не Риму и не Синедриону? Что, если был кто-то четвёртый, который и оставил на лице Учителя поцелуй Иуды? Участники судебного заседания решают разыграть роли — кому-то достаётся роль Понтия Пилата, кому-то — Марии Магдалены, кого-то выбирают быть Каиафой, а кто-то становится Иудой и Иисусом Христом.

Мгновение — и мы уже в Иудее. Перед нами — та самая четвёртая сила, Исхак, умный и проницательный советник Понтия Пилата, всем сердцем желающий процветания Иудее. Он знает, что в Иудее появился новый проповедник, «не такой, как все остальные», за которым действительно следуют люди и которого называют истинным царём Иудеи. Он знает, что этот странный человек, зовущий себя Иисусом из Назарета, возвеличит Иудею, станет мессией, великим пророком, если только... если только не решит отказаться от этого и оставить вместо себя своих учеников.

«Какой самый главный праздник у христиан? — спрашивает нас преподаватель и отвечает:

— Воскресение. Самый главный праздник у христиан — это Воскресение. Воскресения не было бы без распятия. Без распятия не было бы веры».

Следуя этой жестокой мысли, Исхак выделяет Иуду — самого близкого Иисусу апостола, его верного, преданного ему ученика, и указывает на него, как на того, кто предаст Его. Иуда становится предателем — или жертвой? Становится ненавистью — или любовью? Становится виной — или раскаянием? Лишним будет пересказывать весь сюжет. От чувства жалости, тоски и несправедливости тяжело спокойно смотреть на сцену. Настоящих злодеев не помнит история, зато помнит тех, кто стал её невольными жертвами.

Сценография, как и всегда, превосходит все ожидания. Декорации, музыка, игра актёров — всё продумано до чёрточки, и это который раз вызывает неподдельное, глубокое восхищение. Каждое движение, каждый звук, каждый всполох света — всё это оседает в душе надолго, даже, кажется, навсегда. Про золотой состав театра нечего и говорить — Вадим Пинский в роли Исхака, Александр Борисов — Понтий Пилат, Алексей Багдасаров — Каиафа, Богдан Щукин — Иисус Христос и, наконец, Лев Смирнов — Иуда. Для актёра это первая роль в театре «Модерн» и он справился с ней на отлично. 

Как итог, «Иуда» в театре «Модерн» — совершенно исключительная постановка, невероятно точное завершение задуманной режиссёром трилогии. Теперь самое время — посетить три спектакля заново, один за другим, и окончательно закрепить их в душе и памяти.

Фотограф: Ксения Поликарпова


Читайте также
21 декабря
13:00
На сцене Московского продюсерского центра ожила история царя Давида
20 декабря
16:45
Премия «Звезда Театрала» назвала лауреатов 2024 года
19 декабря
11:50
В Московском театре иллюзии состоялся показ спектакля «Сафари с динозаврами»