Спектакль «Мандельштам»: Мы живем, под собою не чуя страны...

Спектакль «Мандельштам»: Мы живем, под собою не чуя страны...

31 января
19:10

30 января в Театре Романа Виктюка состоялся спектакль «Мандельштам», посвященный жизни и творчеству выдающегося русского поэта Осипа Мандельштама.

Это первая в России постановка одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро, который был влюблен в русскую культуру, но ни разу не был в России.

1706704646_picsart240131021859733jpg.jpg

Зрителей погружают в размышления над важными вопросами о свободе слова и творческой независимости. Режиссер создает не обвинение государственной системе — он пишет реквием ушедшим поэтам. Всем тем, кто принес себя в жертву собственной жестокой музе, не позволяющей им не творить. Всем тем, кто, уходя, твердо знал, что останется в вечности.

Герои пьесы – сам Осип (Игорь Неведров), его жена Надежда (Екатерина Карпушева), Борис Пастернак (Прохор Третьяков) с супругой (Людмила Погорелова) и образ Сталина (Песков Александр).

Творческому человеку, человеку с другим видением, с нестандартной логикой сложно не только в обществе, но и в семье, где он ждет принятия и понимания. При написании провокационных стихов, Мандельштам ставил под угрозу не только себя, но и жизнь близких.

Секрет внутри тебя - уничтожит тебя, секрет, который ты расскажешь другим - уничтожит их.

Два поэта, две судьбы. Один учится жить при тоталитарной системе, разрываясь между дружбой с «неугодным» властям коллегой и желанием сохранить безопасность своей семьи. Второй жаждет свободы творчества, не хочет писать благонадежные лозунги, поддерживающие систему, даже ценой своей свободы и семьи.

В качестве декораций под потолком подвешены беспомощные манекены, картина распятия Иисуса без креста, но с объемной проволочной головой, безмолвно взирающей на все происходящее и железные плакаты-щиты с портретами репрессированных поэтов.

1706704128_img20240130233743jpg.jpg

Во время сопроводительного звукового оформления герои нередко поднимали тяжелые щиты и бросали их, делая оглушительный грохот, означающий в точности такое же сокрушительное падение судьб людей того периода.

1706704148_picsart240131001011102jpg.jpg

Действующие лица были одеты в плащи и когда разговоры становились более откровенными, то они с себя их скидывали.

Быть творцом - это тяжелая ноша. Быть поэтом, возможно, одна из самых тяжелых. Ведь не зря именно среди поэтов так много случаев самоубийства. 

Роман Виктюк создал сценически лаконичную и при этом многослойную и многозначную постановку о судьбе великого поэта, о вечном противостоянии Художника и власти — и о том, что поистине гениальные произведения неподвластны ни времени, ни человеческой воле. Они были и останутся — в вечности, как и их создатели.

Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут без антракта.


Читайте также
04 марта
18:15
«Лучше мгновение любви и смерть, чем 100 лет одиночества»: в театре «Созвездие» показали пластический спектакль
27 февраля
19:30
«Страсти по Торчалову»: обзор загадочного спектакля
27 февраля
19:15
Меланхолия в спектакле «Степной король Лир»