Герои «Повестей Пушкина» оживают в Театре Вахтангова

Герои «Повестей Пушкина» оживают в Театре Вахтангова

31 марта
23:05

Источник:

На Основной сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера «Повестей Пушкина» в постановке главного режиссера театра Анатолия Шульева. Спектакль посвящен 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Это вторая работа режиссера на исторической сцене театра: в 2023 году был выпущен спектакль «Амадей», завоевавший зрительскую любовь.

Начало спектакля сопровождается весенним настроением: светлый и чистый лес, легкое дуновение ветра, где-то вдалеке слышится журчание ручейка, появившегося от недавно растаявшего снега. Это время, когда природа вокруг просыпается, а в людях начинают пробуждаться давно умолкнувшие чувства, появляется надежда на перемены в жизни.

Так и в судьбе барышни Лизы (Анна Чумак) наступают перемены. Она влюбляется в Алексея (Константин Белошапка), приходит к нему на встречи, представляясь простой крестьянкой Акулиной. Их свидания происходят на рассвете, когда еще ночь не совсем отступила, а лучи солнца только-только начинают проглядывать, рассеивая облака. Потрясающая сценография заслуженного художника России Максима Обрезкова, который в каждой работе находит даже самую мелкую деталь, привлекающую внимание зрителя.

1711915747_dsc0302jpg.jpg

Особую атмосферу на сцене создают три сосны, от присутствия которых создается впечатление наполненности целого соснового леса. В процессе выпуска премьеры творческая группа спектакля во главе с Анатолием Шульевым посетила музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино, чтобы прочувствовать русский дух поэта. Как известно, в усадьбе перед домом растут четыре сосны, высаженные в 19 веке по указанию супруги Александра Сергеевича Натальи Гончаровой в честь четверых детей – Марии, Александра, Григория, Наталии.

В спектакле можно найти связь трех сосен на сцене с тремя временами года, предстающими перед зрителями. Весна и лето объединяются вместе, так как являются дополнением и продолжением друг друга. Затем, словно выстрел, так же неожиданно наступает осень. После чего – суровая снежная зима. А потом природа снова возрождаются. Во всем есть взаимосвязь и цикличность.

«Барышня-крестьянка» Шульева разобрана детально, и это не оказывается скучным или затянутым действием. Сюжет нарастает, расширяются границы повествования. Со школьной скамьи многие помнят содержание повести, поэтому теперь на сцене, а не в воображении оживают Пушкинские строки, невольно заставляя проникнуть в события эпохи поэта, понаблюдать за поведением героев, провести параллель между сегодняшним днем.

1711915774_dsc0083jpg.jpg

Летнюю обстановку сменяет осенний листопад, а также световые краски этого времени года (художник по свету Александр Матвеев). На сцене появляется тяжелый силуэт Сильвио (Александр Горбатов). Атмосфера становится напряженной: повесть «Выстрел». Во мраке среди темных оттенков красных и желтых листьев отставной гусар Сильвио играет в карты с поручиком (Григорий Здоров). Герой Александра Горбатова на протяжении 6 лет ждет ответного выстрела в адрес молодого графа (Дмитрий Соломыкин), который он отложил до лучших времен. Его желание мести выражается в резкой и грубоватой манере разговора, а также в его угнетенных движениях и взаимодействии с окружающими.

1711915797_dsc0019jpg.jpg

Повествование в спектакле разворачивается в виде рассказа о событиях, которые, кажется, произошли уже совсем давно. А свидетелем всех событий является Человек дороги (Александр Ушаков): он и комментирует что-то со стороны, и принимает непосредственное участие в развитии сюжета. Как связующее звено переплетает все повести в мысль об одном – о сущности человека. Конец «Выстрела» – падение сосны. Конец чего-то страшного или начало чего-то нового и светлого? Каждый найдет для себя что-то свое: то, что близко конкретному человеку.

1711915874_dsc0394jpg.jpg

Тяжесть осени сменяется светлой зимой со снежным вихрем. На сцене появляются герои «Метели»: в воздухе витает исконно русский дух, сошедший со страниц повести Александра Сергеевича. Известный сюжет, предстающий перед зрителями во всех красках зимы и жизни 19-го века, которая созвучна и в настоящее время.

Роль Марьи Гавриловны, прекрасно созданная Полиной Рафеевой, олицетворяет переживания многих молодых девушек, испытавших на себе запрещенную родителями любовь. Владимир (Семен Арзуманов) как человек, готовый брать на себя ответственность, теряется в нахлынувшей метели по дороге на венчание. А сама сцена венчания Марьи Гавриловны с полковником Бурминым (Дмитрий Соломыкин) вызывает эстетический и содержательный восторг. Зрители словно сквозь метель наблюдают за происходящим на сцене не со стороны, а внутри всех событий.

Захватывает дух сцена финала «Метели», когда герой Дмитрия Соломыкина на коленях пробирается к Марье Гавриловне, берет ее на руки и сквозь поток снежного вихря уносит ее в дальнейшую совместную жизнь под звуки скрипки, разрывающей сердце (музыкальное оформление - Полина Шульева).

1711915913_dsc0553jpg.jpg

Весна снова вступает в свои права вместе со «Станционным смотрителем». Совершенно невероятная и душераздирающая работа заслуженного артиста России Александра Рыщенкова в роли Самсона Вырина. Настолько филигранно передан образ отца, способного пойти пешком в Петербург на поиски дочери Дуни (Анна Ляхова). Его не останавливают трудности и даже мысли о том, где и каким образом он собирается ее искать. Роль «маленького человека» раскрывается масштабностью величия человеческой души.

1711915939_dsc0560jpg.jpg

Невозможно не отметить работы в спектакле народного артиста России Юрия Шлыкова. В «Барышне-крестьянке» он предстает комичным Муромским, в «Выстреле» – секундантом дуэли Сильвио, в «Метели» – любящим отцом Марьи Гавриловны, а в «Станционном смотрителе» – интересным по характеру немцем-лекарем.

1711915981_dsc0386jpg.jpg

Не менее прекрасна и удивительна Анна Антонова, исполняющая сразу несколько быстро сменяющих друг друга ролей. Вначале это Мисс Жаксон, вызывающая улыбку на лице зрителей, после чего актриса превращается в совершенно неузнаваемую и поражающую своей актерской широтой Ключницу в «Выстреле». Затем она – трогательная и любящая мать в «Метели», а также статная и величественная взрослая Дуня в «Станционном смотрителе».

1711916026_dsc0273jpg.jpg

В спектакле нет главных ролей, он получился очень органичным и плавно переходящим от одной истории к другой, где основными действующими лицами являются люди, их души. Своим изяществом выделяется Полина Бондарь, которая в каждой повести дополняет собой действие. Сначала помогает дочери Муромского в осуществлении всех ее идей. Следом, как ангел-хранитель Марьи Гавриловны в «Метели», находится рядом в трудные минуты ее переживаний. А после всего предстает такой взрослой Пивоваровой женой вместе с Ванькой (Михаил Коноваленков), трогательно повествующем о дальнейшей судьбе Дуни в «Станционном смотрителе».

1711916050_dsc0921jpg.jpg

«Повести Пушкина» Анатолия Шульева – это продолжение эстетики режиссуры Римаса Туминаса. Важно сохранять нить человечности, нить «третьего глаза», о котором всегда говорил Римас Владимирович. Пусть ангелы на галерках хранят этот спектакль как дань памяти великому Мастеру.

Автор фото: Марина Янчева


Читайте также
25 апреля
15:15
В Театре Вахтангова состоялась премьера «Севильского цирюльника»
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений