Находятся филологи и литературоведы, склонные порой удивительно во всем соглашаться с Гамлетом и будто бы потакать ему. Закалывая Полония за ковром в комнате у Гертруды, Гамлет вопрошает, кого же он убил: «Это король?» Отдельные исследователи почему-то дружно сходятся на том, что раз главный –даже заглавный – герой хочет убить короля и спрашивает, не его ли он отправил к праотцам, значит, именно это ему и желалось! Однако, обратившись к тексту, мы видим, что между сценой молитвы Клавдия и убийством Полония проходит меньше 5 минут сценического времени. Гамлет прекрасно понимал, что коленопреклоненный Клавдий никак не мог быть за ковром! И его вопрос походит скорее на утверждение, а никак не на разочарование, которое ошибочно видят невнимательные читатели.
Однако, чтобы верно истолковать мотивы, желания и действия героев, необходимо обращать утроенное внимание не только на их речь, но и на текст пьесы в целом, учитывая сценическое время и – особенно –эпизоды, кажущиеся на первый взгляд «недоработками», «огрехами».
Во-первых, для чего Гамлет прячет труп Полония, а позже выдает его местонахождение, во-вторых, что за странные пираты, напав на судно, почти мгновенно испарились, не поживившись драгоценностями, и, в-третьих, отчего же Гамлет только и делает, что помышляет об убийстве, оставаясь в бездействии?
Морские разбойники, напавшие на королевское судно, и правда ведут себя странно или, по крайней мере, нетипично для пиратов: как только завязывается бой и Гамлет (неразумно подключающийся к драке) оказывается у них на борту, корабли мигом расцепляются и, не продолжая боя, не ограбив корабль, пираты испаряются. Безусловно, настоящие разбойники не упустили бы такого беспрецедентного случая поживиться. А эти… честное слово, будто пассажира забрали – и отплыли!
И правда: пришвартовавшись, пираты любезно отпускают Гамлета, хотя взять плен наследника Датской короны ради баснословного выкупа – заветная мечта всех пиратов! Подобные размышления наводят меня на мысль, что морские разбойники –не пираты, а «засланные казачки», чьей целью было спасение Гамлета.Безусловно, они действовали не по своей воле: их кто-то подослал. Но кто и когда успел это сделать? Безусловно, чтобы ответить на вопрос «кто» достаточно вспомнить, а кто вообще сопереживает Гамлету (Гертруда, Горацио, пара стражников) и кто готов к активным действиям (Горацио). Но как и когда? Здесь мы и подошли к необходимости разрешить самый первый вопрос: зачем Гамлет спрятал труп Полония. Запрятав старика, принц вынуждает короля отложить его отправку в Англию: без помощи Гамлета труп не найти, а оставить Полония «озонировать воздух» в замке невозможно. Таким образом, пока труп не найден, Гамлет остается в Дании. Но зачем же ему потребовалось отсрочить свой отъезд?
Пока все во дворце были заняты поисками трупа, у Гамлета было достаточно времени, чтобы обсудить с Горацио план по вызволению самого себя с судна в Англию (то, что его отъезд был делом решенным, Гамлет знал еще вовремя разговора с королевой в спальне). За те несколько часов, что царил переполох и бесплодные поиски, Горацио вполне мог успеть найти наемных «пиратов».
На протяжении всей трагедии Гамлет, столь искусный на изобретение стратегий, вынашивающий планы мести и беспрестанно укоряющий себя за промедление, убивает короля лишь когда осознает, что осталось всего–то несколько минут до его собственной смерти.
Гамлет стремится оттянуть миг убийства под предлогом «проверки» истинности слов Призрака. Можно ли верить принцу датскому, что его стремление прикинуться сумасшедшим продиктовано именно намерением подтвердить или опровергнуть слова Призрака? Его план с треском проваливается:король начинает опасаться непредсказуемости принца, показное помешательство провоцирует Клавдия на высылку Гамлета в Англию. Неужели Гамлет не мог предсказать подобного исхода? Безусловно, мог: к сумасшедшим во все времена относились, мягко говоря, настороженно.
Гамлет не может не понимать: становясь убийцей короля, он рискует быть обвиненным в чем угодно: от настоящего помешательства до убийства по прихоти (чего стоит знати утаить правду и, воспользовавшись моментом, устроить переворот!). Смерть короля – смерть Гамлета. В этом свете известный монолог “Быть или не быть” воспринимается более органичным: это уже не пространные размышления о смерти, взявшиеся, что называется, с потолка. Гамлет рефлексирует по поводу своей – весьма вероятной – смерти в тюрьме (не иллюзорной, а вполне реальной!) после убийства Клавдия.
Итак, вот и разгадки вопросов: что за странные морские разбойники напали на корабль с Гамлетом на борту, зачем принц Датский затруднил себя сокрытием трупа Полония, для чего Призрак являлся во второй раз и почему Гамлет не совершал убийство вплоть до его собственной смерти.