В рамках открытия фестиваля прошла конференция в ТАСС, где выступили ключевые фигуры театрального мира, включая Ольгу Егошину, арт-директора фестиваля и профессора Школы-студии МХАТ, Александра Журавского, заместителя начальника Управления президента Российской Федерации по общественным проектам, Георгия Исаакяна, художественного руководителя Московского государственного академического музыкального театра имени Н. И. Сац, и других членов жюри, а также участников фестиваля.
2024 год объявлен в России Годом семьи, что созвучно теме фестиваля «Театр-дом». В рамках образовательной программы «Мастерская» москвичи смогут бесплатно посетить открытые мастер-классы, лекции и творческие встречи, где театральные деятели расскажут о семейных традициях и профессиональной преемственности. Среди спикеров — известные театральные деятели, такие как Сергей Безруков и Лариса Вильясте, Лев Додин, Георгий Исаакян, Полина Кутепова и другие.
Ольга Егошина выразила благодарность всем, кто поддержал фестиваль:
«Я очень благодарна всем, кто поверил в нас. К Александру Владимировичу Журавскому мы пришли в своё время с этой безумной идеей, и он нам не сказал, что она безумна, а поддержал ее и в неё поверил. Даже не все театральные деятели поняли сначала, о чем фестиваль, а он как-то сразу понял. Также с первого нашего фестиваля с нами был и есть Георгий Исаакян, Владимир Панков — человек, чьи спектакли не только часто появляются у нас в афише, но и человек, проводивший с нами лабораторию, на которой выросла часть наших конкурсантов. Ну и одни из наших членов жюри этого года — режиссёры Владимир Кузнецов и Федор Пшеничный. Эти два человека очень часто доставляют мне огромное творческое удовольствие».
Фестиваль открылся 28 октября спектаклем «Кабаре» Евгения Писарева, который с успехом был представлен в Театре Наций. В этом году планируется также показ спектаклей из различных городов России, включая Минусинск, Красноярск, Челябинск, Санкт-Петербург и не только. Среди участников — известные режиссёры, такие как Алексей Бородин, Владимир Панков, Евгений Каменькович, Евгений Гельфонд, Пётр Шерешевский. Внеконкурсная программа включает спектакль Льва Додина «Палата №6».
Участник этого года Владимир Панков, в свою очередь, подчеркнул важность фестиваля:
«Наверное, самые доброжелательные зрители — это твои коллеги, особенно режиссёры. Этот фестиваль действительно уникален, он не просто разовое мероприятие, а возможность продолжать развиваться и двигаться вперед».
Он также отметил, что Егошина является «мамой всех режиссёров», поддерживая молодых талантов и создавая атмосферу, в которой театр становится настоящим домом».
Художественный руководитель центра драматургии и режиссуры добавил, что «наконец музыкальный и драматический театры начинают объединяться». Это важно, ведь это объединение открывает новые горизонты для творчества.
«Когда-то нас разделили, а сейчас мы опять объединяемся. Это замечательно и очень хорошо», — отметил он, ссылаясь на слова Гёте: «Хотите построить государство — начните с театра».
Фестиваль не только объединяет театральное сообщество, но и создает пространство для обмена опытом и идеями. В рамках «Уроков режиссуры» также планируется выпуск книги, посвященной «Братьям Карамазовым» в работе Владимира Немирова-Данченко.
В этом году «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» станет настоящим событием, потому что, как ответила арт-директор фестиваля:
«Тема в этом году «Театр-дом», поэтому с нами будут работать грандиозные мастера, те, кем может гордиться страна и гордимся мы. Они действительно несут на себе то самое «театральное небо», строят воистину театральные дома, создают из мозаики наше большое театральное пространство».
Егошина также напомнила о том, что театральный фестиваль — это не просто искусство, а возможность каждому человеку найти что-то для себя, на любой вкус, погрузиться в мир эмоций и переживаний. «Если человек думает, что ему поделать, то лучше всего пойти в театр».
Журавский подчеркнул, что фестиваль не только продолжает традиции, но и стремится к новаторству, создавая пространство для экспериментов и самовыражения.
«Мне так кажется, потому что в основе концепции «Биеннале...» лежит идея отцов-основателей — Станиславского и Немировича-Данченко — явление Художественного театра через призму режиссёрской концепции».
«Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» становится не просто фестивалем, а настоящим театральным домом, где каждый может найти свое место и внести вклад в общее дело. Спикеры конференции продемонстрировали единство и поддержку друг друга, что подчеркивает важность совместной работы в театральной сфере.