На Новой сцене Вахтанговского театра состоялась премьера спектакля «Ионыч» по одноименному рассказу А. П. Чехова в постановке Олега Долина. Это вторая работа режиссера в стенах Театра Вахтангова: в прошлом сезоне он поставил спектакль «Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя.
Так редко в нынешнее время говорят о любви. Некоторые даже забыли, что это за «давно умолкнувшее чувство». А в постановке Олега Долина не просто говорят об этом щемящем чувстве, а живут любовью и доносят это состояние в зрительный зал, заставляя прожить небольшой период времени во внутреннем диалоге с актерами.
Лейтмотивом и основной связующей нитью спектакля является фраза: «О, как мало знают те, которые никогда не любили!». Она словно звенит и в начале спектакля, когда Катя Туркина (Ася Домская) еще в самом начале пути познания любви, и в момент, когда Дмитрий Ионыч (Юрий Поляк) делает ей предложение, и когда в душах Туркиной и Старцева происходят значительные перемены. Далеко не каждый способен испытать истинную любовь, извлечь из своего сердца тот свет, который сможет изменить в лучшую сторону или даже спасти другого человека. В результате теряется самое светлое, что есть у людей – душа, а вместе с этим разрушается и человек как личность.
Рассказы А. П. Чехова в своем большинстве не такие большие по объему текста, однако имеют огромную смысловую глубину, которая и раскрывается в спектакле. Чехов многогранен: его герои перекликаются между собой. Это можно отметить и в постановке Олега Долина: зрители могут увидеть персонажей из «Чайки», «Трех сестер», «Вишневого сада», но при этом на сцене проживают свои судьбы герои «Ионыча». Проблематика закольцовывается не только во времени, пространстве и месте действия, но и в произведениях автора.
Режиссер убежден, что один человек может сделать с другим все, что угодно. Страшное превращение, которое произошло со Старцевым, всегда имеет под собой определенную причину – отсутствие любви, нужности, правдивости, искренности.
«Человек – сложная штука. Поместить его в какие-то рамки невозможно. Повороты судьбы заставляют его жить», – отметил Олег Долин.
Для каждого главная мысль спектакля будет, безусловно, своя, но неизменно остается одно: человек хочет быть счастливым. Через призму поворотов сюжета показывается путь героев к этому счастью – только обретут ли они его? Судьба Ионыча сложилась так, как будто и не было в нем живой и светлой человеческой радости, с которой он существует в начале спектакля.
До чего же трогательные финальные сцены, повествующие о судьбе «Котика». Умирает мать Вера Иосифовна Туркина (Мария Шастина), после чего Катя надевает ее серьги, когда-то подаренные ей в качестве приданого. Катя становится продолжением своей матери, ведь какие бы отношения в семье ни были – дети воплощают в своей жизни то, что было заложено родителями. Со смертью матери умирает и творчество «Котика». Последнее, что у нее осталось – фортепиано, и то разобрали по частям, вырвав последнюю клавишу из сердца. В спектакле с самого начала находится перевернутое пианино как знак, что рок судьбы так или иначе настигнет.
Мечты о консерватории, четыре года существования Кати в Москве, стремление к другой жизни («Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки») – все это в конце концов приобретает мимолетность, неважность и ненужность, когда Туркина вспоминает об этом времени. Для нее это всё было когда-то давно и осталось позади. Ведь за четыре года практически ничего не изменилось и осталось прежним: та же встреча Кати с Ионычем, те же рукопожатия, то же чтение романа Веры Иосифовны. Обыденность вокруг них не изменилась, время в пространстве застыло, и складывается ощущение, что прошло бы хоть сто лет, а все так же и осталось бы.
Необычной сюжетной линией выступают герои из романа Веры Иосифовны: графиня (Ирина Смирнова) и художник (Павел Юдин). Они выделяются среди всех не только по цвету костюмов, харизме и темпераменту, но и наивности, с которой вышли вымышленными персонажами из придуманного сюжета. Они, словно человечки из картона, смотрят на все происходящее со стороны и дают понять, что все в этой жизни просто, и не нужно все настолько усложнять. В то же время они олицетворяют внутреннее состояние героев Чехова, являясь и светом, и знаком судьбы.
Спектакль наполнен прекрасной и эстетически выверенной и выразительной сценографией (художник-постановщик Максим Обрезков), костюмами, которые передают внутреннее актерское содержание (художник по костюмам Евгения Панфилова), замечательной перекличкой музыкальных композиций – торжественного, яркого и насыщенного «Вальса цветов» П. И. Чайковского с напряженной Прелюдией и фугой До минор И. С. Баха.
Насыщенность символами найдет отклик в душе каждого зрителя. Это и огонек любви, помещенный в банку словно светлячок в момент зарождения искренних чувств любви у Ионыча. А в последствии – разбитые осколки души и осязаемого света, который он поместил в емкость для сохранения. Также особо откликается появление футбольного мяча со свойственной ему окраской в черно-белый цвет как клавиши пианино, как белые и черные полосы в жизни, как переменчивость. Футбол в спектакле отражает игру душ и судеб: не столь важно, кто победит, важнее – кто правильнее сыграет.