Мастерские и квартиры как пространства художника

Мастерские и квартиры как пространства художника

Открытие выставки «Другие пространства. Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера». 

8 декабря на площадке фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» открылась выставка фотографа и художника Георгия Кизельватера. Выставка о том, как выглядели мастерские художников, чем были наполнены их квартиры и как проходили их совместные вечера.

09 декабря
14:45

Интересно посмотреть рабочий стол Никиты Алексеева, рабочий стол и студию Дмитрия Пригова, его беседы с Вадимом Захаровым, а маленькая комнатка, в которой сидит Илона Медведева, хоть и небольшая, вместила в себя столько полочек с книгами и статуэтками, что похожа на настоящую старинную лавку. Еще более удивительна мистическая мастерская Дмитрия Краснопевцева. Она словно принадлежит не художнику 80-х, а самому настоящему колдуну, с черепами, сухоцветами, старыми книгами и перьями. А вот сам владелец мастерской – задумчивый взгляд в сторону, мечтательно поднесенная к подбородку рука – выглядит как обычный гражданин СССР.

К слову о Советском Союзе, это было время перед «перестройкой», когда все принадлежало государству и возможности свободно выставлять свои работы у молодых художников не было. Тогда у Кизевальтера появилась идея заархивировать мастерские своих друзей, сохранить и показать это будущим поколениям.

Почему проект создан в 70-х, но впервые зрители видят его только сейчас?

Никто из иностранцев тогда этими материалами не заинтересовался. В стране издать подобный проект было невозможно по причине того, что все принадлежало государству. И поэтому проект перешел в разряд архивных. На какое-то время я про него даже забыл, но два года назад появилась возможность его показать, тем самым я исполнил свой долг и собрал всех своих друзей вместе.

Какова идея проекта?

В середине 70-х мы работали вместе с художником Захаровым над проектом «По мастерским». Сначала вместе, потом я один. Идея проекта – это просто общение и дружеские встречи. В 80-е мы боялись, что уже будущего нет. Советская власть была незыблема, казалось ничего дальше хорошего не будет. И мы стали все собирать по папочкам. Какие-то красивые делать наклеечки. Как дети, все собирать, чтобы кто-нибудь это нашел и раскопал. Сделали такой архив московского искусства, первый, потом второй, чтобы представить каждого художника, взять у него интервью, обрисовать его мастерскую, его творчество, показать сцену, в которой он каждый день находится.

Это ушедшая эпоха, которая характеризовалась романтическими идеями и служению искусству. Сейчас это уже не встретишь. Очень важно показать это.

Мне и моим друзьям был очень интересен этот проект, но через пять или шесть лет началась перестройка и материалы стали не такими актуальными. Каждый художник уходил в себя, в свое творчество. Чем закончилась перестройка для художников – масса из них уехала работать заграницу. Но потом через два - три года вернулась, потому что интерес к русскому искусству упал. Здесь и сейчас мы уже можем оценивать, смотреть с высокой колокольни на то, что было тогда.

Это то искусство, предыстория нашего современного. Поэтому художники, которые здесь представлены очень известные, такой передовой круг людей, которые не приемлют социалистический реализм. Вместе мы организовали свою галерею.

Просмотрев работы, я заметила, что мастерские - это не просто помещения, в которых художник работал, но и его дом. Все ли художники устраивали студии у себя дома и почему?

Было три типа мастерских: подвалы, чердаки и квартиры. Чердаки в качестве мастерских хороши, но проблема в том, чтобы была возможность занести и вынести что-нибудь. У кого была большая мастерская как у Кабакова, тот мог делать большие работы на всю стену. Большинство же не имело такой возможности. Вот один художник придумал работы триптихи (модульные картины, состоящие из трех частей), он делал их из фанеры, потом расписывал и выставлял три или четыре раза. Позже эти картины у него в коммуналке стояли штабелями.

А в каких мастерских вы работали?

Сначала у меня были маленькие квартиры, потом побольше. Я делал выставки у родителей, в своей комнате, поэтому собственные вещи лежали рядом с экспонатами, вещи ведь не вынесешь.

Для чего работает художник?

Вопрос сложный, так как в каждое время ситуация меняется, изменилась форма общения, структура бытия. Изменилась форма общения, структура бытия.  Сейчас художники ничего не делают без денег. В то время продать работу было некому и все делалось для друзей. На организованные нами выставки приходили 50-100 человек, маленькая прослойка зрителей. Также мы, художники, ходили по мастерским, а сейчас никто по ним редко кто ходит. Поэтому выставка – это небольшое путешествие по пространствам художников, их мастерским, студиям, квартирам.  


Читайте также
15 декабря
09:30
Новинки в лечении сердечно-сосудистых заболеваний и проект «Говорун» представили в КБГУ
02 декабря
15:50
Ресин взял под контроль ситуацию с коммунальными сетями в садовом товариществе Москвы
01 декабря
17:05
В московских домах установят таблички в честь жильцов-ветеранов Великой Отечественной войны