Отечественная история вписала в свою веху крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии князя Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона Бонапарта, которым посвящён в наши дни музей-панорама «Бородинская битва».
В музее можно отыскать историческую панораму Бородинского сражения, которая была написана к столетию битвы художником Францем Рубо, экспозицию в вестибюле, зелёный и красный залы, а также выставку «NapoleON. NapoleOFF?», в которой содержатся собрания музея-панорамы и коллекции Александра Вихрова. Выставка приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены.
Экспозиция вестибюля
Перед началом осмотра экспозиций в глаза бросается картина «Живой мост» написанная Ф.А.Рубо и посвящённая эпизоду Персидского похода.
Также можно под картиной заметить орудие, которое является подлинным. Оно было отлито в 30-е годы девятнадцатого века и подарено императору Николаю I персидским шахом.
Зелёный зал
В нём находится немало исторических картин-портретов, одни из которых:
В одном из столкновений русской и французской армий французы стали теснить русских. Видя, что солдаты отступают, генерал Раевский вывел в бой своих сыновей.
Аверьянова работает по теме наполеоновских войн.
Бородинское сражение началось 7 сентября в 6 часов утра и продолжалось 3 дня и пиком этого сражения был бой за Шевардинский редут.
Под Смоленском произошло соединение двух русских армий, что противоречило планам Наполеона. Это была первая неудача в кампании для французской армии. Объединенные силы русских доблестно обороняли Смоленск, временами обращая французов в бегство. Тогда Наполеон приказал подвергнуть город артобстрелу.
На заднем плане картины изображены стены Смоленска, по которым бьют французские пушки. Великая армия безуспешно пыталась взять город в течение 3 дней, затем, по приказу Барклая де Толли, русская армия организованно отступила.
Император был чрезвычайно недоволен сдачей Смоленска.
В высшем свете пошли слухи о предательстве Барклая-де-Толли. Тогда, против собственной воли, Александр I назначает нового главнокомандующего – фельдмаршала М.И. Кутузова.
Художник Р.М.Волков 1813 год. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Кутузов изображен в генеральском мундире со знаками Ордена Святого Георгия Победоносца первого класса — самой почетной награды в Российской армии.
Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 декабря 1812 года орден Святого Георгия первого класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером.
В зелёном зале есть витрина, целиком посвященная фельдмаршалу Кутузову.
Также в зале находится «малая портретная галерея», а «Большая галерея или Галерея 1812 года» находится в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.
Большую галерею создал английский художник Дж.Доу. Ему было поручено написать портреты офицеров, которые отличились сражении на Бородинском поле.
В рамках «малой портретной галереи» изображены восемнадцать живописных портретов-генералов участников Бородинского сражения:
Также корреспондент Первого Студенческого Агентства осмотрел витрину «Оплот отечества» – воины армий 1812 года.
Витрина показывает амуницию русских и наполеоновских солдат, у которых обмундирование трёх родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии.
Красный зал в фотокадрах
Бородинская панорама в фотокадрах
Пространство, посвящённое Наполеону
Выставка приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены.
5 мая 1821 года в ссылке на острове Святой Елены скончался Наполеон Бонапарт. Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели все основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут.
Но он сумел напомнить о себе.
За последние пять с половиной лет жизни в ссылке Наполеону удалось создать убедительную для современников и привлекательную для потомков легенду. С его смертью эта легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека.