Выставка «Ламанова. Русский дресс-код» открылась в Зарядье

Выставка «Ламанова. Русский дресс-код» открылась в Зарядье

15 марта
01:40

Источник: Фото автора

13 марта в парке Зарядье, в Подклете Старого Английского двора прошёл вернисаж выставки «Ламанова. Русский дресс-код», которая посвящена работам талантливого модельера и художника театрального костюма Надежды Ламановой.

Руководитель инициативой группы по увековечиванию творчества Ламановой Алла Соловская рассказала гостям выставки о том, что Надежда Петровна была портнихой МХАТа и театра Вахтангова. Кроме того, Ламанова обшивала великих княгинь, многих знаменитых актрис. Например, у неё одевалась певица Татьяна Бах. Когда она выступала и брала высокую ноту, то делала движение рукой, отстегивала пуговицу или крючок, и её платье принимало другой фасон. На острове Майнау есть свадебное платье великой княгини Марии Михайловны - тоже от Ламановой. Костюмы, которые она создала, также есть в Эрмитаже и в Шведском музее.

По словам Аллы Николаевны, даже сама Коко Шанель «не годится в подметки» этой великой художнице по костюму. Соловская обратила внимание на то, что Ламанова была модельером, а Шанель - всего лишь модисткой. Надежда Петровна был уверена, что может сделать красивой любую женщину. Она была «категорически против моды», потому что считала, что «нельзя упаковывать всех в одно и то же». Она хотела, чтобы человек чувствовал одежду, как вторую кожу. Поэтому модельер заставляла своих клиентов вставать, садиться, лежать, пить чай, чтобы они чувствовали себя в одежде так же комфортно, как и без неё, но чтобы при этом все восхищались красотой наряда.

У Ламановой было изысканное чувство стиля, она создавала очень сложные платья, которые сидели как влитые. Это получалось у неё благодаря уникальному кутюрному методу наколки: Надежда Петровна брала ткань и драппировала на человеке. «Иногда можно было взять это платье, распороть и оказывалась чистая материя», - рассказала Алла Николаевна. - Она умела необычным образом миксовать ткани. Её клиентура была очень состоятельной. Все богатые и известные люди того времени хотели, чтобы их «портрет написал Серов, а одела их Ламанова». Режиссёр Станиславский хотел отказаться от её услуг, потому что она брала дорого, но не смог, потому что Надежда Петровна была очень талантливой и никто не мог с ней сравниться.

По словам Соловской, специалисты Ламанову не забывали, но поколения меняются и если о ней не рассказывать, то потомки не будут ничего знать. Имя её постепенно затиралось, так как «все считали себя умнее, лучше и выше». Но о Ламановой было написано в книге Татьяны Стриженовой, которая «была издана во Франции, напечатана в Италии и продаётся в больших количествах в Америке».

В 2015 году Александр Васильев, историк моды и искусствовед, открыл свою выставку на ВДНХ, и один из показанных там костюмов был от Ламановой. Никто из присутствующих о ней не знал, кроме Аллы Николаевны Соловской. Именно тогда появилась идея увековечивания творчества Ламановой, с целью показать, что имя Надежды Петровны не забыто.

Платья, представленные на экспозиции, - часть большой коллекции музея МХАТа, которая сейчас разрознена. Огромное количество вещей было утеряно в 90-е, так как не было инвентарных номеров и все вещи складывались в одну корзину. Оттуда они попадали в музей МХАТА, но многие растаскивались или перешивались. Преподаватели школы- студии МХАТ успели собрать некоторые вещи и сделать выставку в РГБИ.

На сайте https://lamanova.com/ можно найти дополнительную информацию.

Фото автора Фото автора
Фото автора Фото автора
Фото автора Фото автора

Читайте также
26 апреля
13:00
Москвичи своровали землю из парка
26 апреля
12:00
Москвичам рассказали о погоде в пятницу
25 апреля
18:05
24 апреля прошел пресс-показ выставки «Ars Sacra nova. От мифа к символу»