По следам Булгакова

Интервью с директором музея Михаила Булгакова (он же «нехорошая квартира») - Петром Мансильей-Круз. Кажется, тут больше и добавить нечего. 

28 ноября
08:25

Интервью с директором музея Михаила Булгакова (он же «нехорошая квартира») - Петром Мансильей-Круз. Кажется, тут больше и добавить нечего. 

Михаил Булгаков — один из любимейших писателей русской классики для миллионов людей по всему свету. Интерес к данной персоне не угасает до сих пор, что абсолютно не удивляет. Музей Михаила Булгакова на Большой Садовой — особенный и своей атмосферой, и своей историей, поскольку находится в том самом месте, которое, по мнению многих историков, филологов и литераторов является прототипом «нехорошей квартиры» из его романа «Мастер и Маргарита».

«Надо сказать, что квартира эта — N 50 — давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией», — говорится в романе Михаила Булгакова.

Так это или нет, нам рассказал директор самого музея — Петр Мансилья-Круз.

5.jpg

— Чем интересна работа директора музея?

Работа в музее позволяет заниматься, вопреки каким-то распространенным представлениям, практически всем, что может быть интересно человеку с гуманитарно устроенной головой. Делать выставки — это не только выбирать изображения, как часто кажется людям, но еще и придумывать истории, писать и редактировать тексты, работать с дизайнерами, архитекторами, художниками и придумывать что-то, что должно стать какой-то самостоятельной культурной ценностью. По крайней мере, нам бы так хотелось. Это интересная и достойная задача.

— Музей Булгакова — особенный. Он выделяется на фоне других музеев, на фоне других музеев-квартир. Как вы этого добиваетесь?

Я бы не сказал, что мы каким-то образом этого добиваемся. Музей особенный, во-первых, потому что Булгаков — особенный. Во-вторых, потому что он, в отличие от многих других музеев в нашей стране и мире, появился в значительной степени потому, что этого захотели люди. Они приходили сюда, в «нехорошую квартиру» из «Мастера и Маргариты». Буквально своими усилиями, своим интересом, своим фанатством, своей увлеченностью книгой, своими рисунками и надписями, которые они оставляли на стенах подъезда, они сделали возможным появление такого места. Это не решение государя-императора или какого-нибудь министра, этот музей появился просто потому, что не мог не появиться.

Сначала был этот дом, потом в этот дом приехал Булгаков, потом он написал роман «Мастер и Маргарита», где описал этот дом, и ещё несколько произведений, где дом упомянут. Потом, в 1966-1967 годах впервые на русском вышли две части романа «Мастер и Маргарита», и с этих пор постепенно это место становилось не просто точкой на карте, а чем-то волшебным, связанным с любимой книжкой.

1.jpg

— Каким образом создавалась экспозиция музея и почему она именно такая, какая есть?

Экспозиция музея — это совершенно другая история. У музея Булгакова было много экспозиций. Сначала это был такой самодельный музей. В то время здесь еще сидело предприятие «Гидротехмонтаж», и его сотрудники, люди, к которым на работу приходили поклонники Булгакова, начали создавать уголки, комнаты, посвященные ему.

Потом, когда тут долгое время работал Фонд Булгакова, еще до официального создания музея, здесь делались различные тематические выставки. В целом, много чего здесь происходило, это всегда было такое неформальное культурное место. Его, конечно, посещало, огромное количество молодых людей, которым нравился Булгаков.

Та экспозиция, которая есть сейчас, появилась в несколько этапов, и это уже работа музея и музейных сотрудников. Постоянная экспозиция существует в музее около десяти лет. К слову, современные музейщики как раз считают, что примерно каждые десять лет постоянную экспозицию надо обновлять и менять.

— А вы планируете какие-то изменения?

Конечно. Какие-то изменения происходят сами по себе или постепенно. Два с половиной года назад, например, у нас появился интерактивный макет дома, в котором мы находимся, и это теперь уже часть постоянной экспозиции. У посетителей появилась возможность зажигать, нажимая кнопки, свет в окнах дома №10 и узнавать о том, что здесь происходило с начала XX века до наших дней. Это результат проекта «Дом на Большой Садовой», в рамках которого мой коллега Дмитрий Опарин, кандидат исторических наук и научный сотрудник музея, занимался историями семей, живших в доме №10 на Большой Садовой. Помимо этого интерактивного макета, результатом проекта стали еще и три выставки, сайт и книжки.

Есть и какие-то другие изменения. За последние пять лет мы делали очень много временных выставок, придумывали здесь множество различных экспериментов, а сейчас, помимо обновления музея, которое происходит регулярно, работаем над созданием одной постоянной экспозиции на Большой Пироговской улице, недалеко от Новодевичьего монастыря, которое не так давно было передано музею и которое включает в себя пространство мемориальной квартиры Булгакова. В отличие от того места, где мы с вами находимся, та квартира была целиком булгаковской, он жил там с семьей на протяжении шести с половиной лет с 1927 по 1934 год.

2.jpg

— В отличие от других музеев-квартир, у вас пространство довольно открытое, нет постоянных наблюдателей-надзирателей. У вас из-за этого нет проблем? Почему вы выбрали такой рисковый путь?

На самом деле, многие мемориальные квартиры устроены подобным образом. У нас есть система безопасности, которая в достаточной мере обеспечивает сохранность тех предметов, которые здесь находятся. Не буду погружать вас в неинтересные подробности, но, в общем, с этим, кажется, у нас больших проблем нет. Современные музеи стараются быть более открытыми, доступными, и мы, насколько можем, стараемся двигаться в этом направлении.

— У вас не бывало случаев вандализма?

Нет. Вы знаете, бывают разные ситуации в музее, бывают разные посетители. Бывают весёлые, очень веселые, чересчур веселые. Но нет, нет, на это жаловаться не приходится. Часть особенностей нашей экспозиции связана с тем, что иногда в музей приходит тысяча человек в день, иногда три тысячи человек, и это невероятно много для бывшей коммунальной квартиры. Мы стараемся думать об этом. Стараемся выстраивать маршруты, какую-то внутреннюю жизнь таким образом, чтобы всем посетителям хватало места.

— У вас есть книга отзывов, где люди рисуют, пишут стихи, сокровенные письма, вплоть до обращенных к самому Булгакову. А что у вас происходит с книгами после того, как в них заканчиваются листы?

Мы их читаем! А потом храним. Музеи — это вообще такое место, где все хранят. Есть какие-то очень популярные, часто встречающиеся отзывы. Действительно, многим посетителям нравится встречать, особенно неожиданно, большого черного кота, который здесь прогуливается. Многие посетители пишут об особенной атмосфере этой квартиры. Иногда встречается что-то забавное. Мы всегда друг другу пересказываем такое, конечно. Например, дрожащей рукой написанное поперек страницы «МЕНЯ УКУСИЛ КОТ» нас сильно встревожило.

Недавно мы тут приводили в порядок лестницу, которая ведет к нашей квартире. И обнаружили там в щели тайник с огромным количеством белых скрученных бумажек с записками. Мы их оттуда извлекли, долго сомневались, читать или не читать. Потом все же пришли к выводу, что, наверное, это как-то связано с музеем, решились, открыли. Там, конечно, было много забавного и интересного, правда, выяснилось, что более половины из них написана одной рукой, то есть кто-то был настолько упорен, чтобы много раз повторить свою просьбу или пожелание.

Действительно у нас существует много форм взаимодействия посетителей с музеем, которые необычны для традиционных музеев. Конечно, это видно сразу по надписям на стенах. Кто-то приходит о чем-то попросить, о чем-то рассказать, с кем-то поговорить: иногда с Булгаковым, иногда с кем-то из его персонажей. К некоторым проявлениям этой любви невозможно привыкнуть.

3.jpg

Вы говорите, что люди ощущают необычную атмосферу этого места. А вы сами ее чувствуете или уже привыкли?

Нет, конечно, чувствую. Я, как и любой из сотрудников музея Булгакова, которые остаются здесь поздно вечером или даже ночью, чувствую, что здесь бывает интересно, особенно в ночное время суток.

 — Можете поделиться подробностями?

Я не люблю разговоров о мистике, но, конечно, когда ты находишься в квартире, где столько историй и где сосредоточено столько смыслов, чего-то подобного избежать трудно. Тут очень часто всплывают цитаты, слова, фрагменты сюжетов и часто бывает так, что, совершенно не желая того, настраиваешься на какой-то определенный лад. Здесь интересно работать.

— Откуда здесь взялся этот шикарный кот?

С этим котом у нас связана легендарная история. Я этого не застал, поскольку это было очень давно, он тут уже около десяти лет. Однако коллеги рассказывают, что когда-то он появился во дворе, а потом сам направился в этот подъезд, подождал, пока ему откроют дверь, поднялся на последний этаж и зашел в квартиру. Не знаю, насколько этому верить, но легенда такая существует.

— Он живет в этом музее или где он обитает?

Этого никто не знает. Это часть большой тайны большого черного кота. Да нет, он приходит, конечно, сюда общаться с посетителями и есть. Он уже немолодой и характер у него непростой.

— А что вы будете делать, когда этот кот исчезнет? Есть планы по обновлению кота?

Конечно, нет. Это было бы неправильно — строить такие планы. Мы к нему очень привязаны, несмотря на его скверный характер.

— И какое у него имя?

Ну, как вы думаете?

4.jpg

— Какие существуют проекты на базе музея?

Много всего. Выпускаем книжки, делаем выставки, не только в музее, но и на других площадках. Мы выпустили мобильное приложение, бесплатное, которое вы можете скачать под названием Bulgakov Map, Карта булгаковской Москвы. Оно позволяет гулять по Москве и узнавать больше про литературные адреса и про те, что связаны с Булгаковым. Мы организуем пешеходные экскурсии по булгаковской Москве, много разных экскурсий здесь, в музее. Мы ведем отдельные проекты: такие, как «Москва Михаила Булгакова», «Дом на Большой Садовой», или как, например, наш проект, который в прошлом году стал победителем грантового конкурса, организованного благотворительным фондом Владимира Потанина — «Студия Сорок — Мастерская Петра Кончаловского». Помимо этого, занимаемся партнерством с Государственной Третьяковской галерей, которая находится в соседнем помещении в этом же доме.Сейчас также работаем над созданием научно-просветительского центра в Большом Афанасьевском переулке, недалеко от Арбата.

— С какими трудностями вы сталкивались в плане просвещения молодежи, школьников. Трудно ли, легко ли «завлекать»?

Знаете, я бы не сказал, что это трудно. Это скорее такая сложная задача. С одной стороны, нам в музее Булгакова делать это гораздо легче, чем в других музеях. Мало того, что Булгаков входит в программу старших классов, кроме того, он еще действительно нравится многим молодым людям и нравится им как-то проще и быстрее, чем многие другие писатели, в том числе и входящие в школьную квартиру. Грех жаловаться — к нам действительно ходит много молодых людей. Однако на самом деле перед нами стоят две другие задачи. Во-первых, привлечь тех, кто не пришел сам, а, во-вторых, тем, кто пришел, рассказать что-то новое, чего они не знали и при этом нечто, что является правдой, знанием, а вовсе не то, что многие слышали о Булгакове в виде мифов и легенд.

Например, недавно меня попросили прокомментировать книгу, которая посвящена гипотезе, что Михаил Булгаков был автором не только своих книг, но и автором «Двенадцати стульев»…

В ситуации, когда возникают такие вот предположения и когда многие истории, связанные с Булгаковым, распространяются свободно, быстро и разными путями, наша задача — не просто рассказывать о нем, но правду и только правду, то, что людям важно, на наш взгляд, знать.

Авторы:  Татьяна Наумова, Всеслав Тишкин

Фотограф: Владислав Клинков 

Больше интервью и интересных статей: https://vk.com/pogovorimz


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
14 декабря
18:40
С. Собянин дал старт «Путешествию в Рождество»: Оливье по новогоднему рецепту и игрушки своими руками
14 декабря
09:10
В череде новогодних фестивалей в бассейн и на выставку: Афиша подскажет, что делать
13 декабря
15:05
Студенты о фабрике волшебства: Есть такая профессия — новогодние игрушки создавать