Двухдневной деловой программой закончился третий молодёжный форум "Наследие". В течении полутора месяцев команды московских студентов занимались разработкой проектов по возвращению в жизнь архитектурных объектов.
Основная особенность форума "Наследие" состоит в том, что между собой соревнуются сборные команды из студентов разных университетов. В этом году в форуме принимали участие представители 10 университетов: МГУ им. М.В. Ломоносова, МАРХИ, ВШЭ, МГЮА им. Кутафина, НИУ МГСУ, РАНХиГС, МГУУ Правительства Москвы, ГУУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26.
В день открытия форума участников случайным образом распределили на 6 команд. В каждой из них были реставраторы, архитекторы, историки, социологи, урбанисты, экономисты, юристы и менеджеры. Это нужно для того, чтобы в процессе работы над проектом реставрации были учтены все нюансы этой кропотливой работы. В течении полутора месяцев команды искали идеи, советовались с кураторами, общались с экспертами. В большинстве случаев все контакты происходили в онлайн-формате, такие требования диктует реальность. В онлайне прошли и заключительные два дня форума.
Первого декабря организаторы форума выступили на открытии деловой программы. Говорили про полученный опыт и давали напутствия командам по итогам совместной работы. Кроме того, в первый день прошли два круглых стола. На первом из них речь шла про джентрификацию - это процесс перерождения промышленных зон в общественные пространства. В Москве таких несколько, и самые известные из них - это Flacon на Дмитровской и Artplay на Курской. Спикеры обращали внимание на то, что иногда между экспертными сообществами и жителями случаются разногласия из-за того, что каждая группа по-разному воспринимает городскую среду. Каждый по-разному оценит значимость того или иного объекта. Ведь одни будут видеть груду металла, а другие воспоминания из своего детства. Впрочем, единственный способ разрешить такого рода разногласия - это общественная дискуссия. На этом принципе и построена основная идея форума.
Во второй и заключительный день команды представляли свои проекты. За несколько минут участникам нужно было рассказать про объект, который достался их команде, про его состояние и концепцию, по которой памятники архитектуры получат новую жизнь. Конечно же команды рассказывали и про сложности, с которыми они сталкивались во время работы: нетипичные материалы, экономические издержки, инженерные особенности. Так или иначе судьям предстояло выбрать не только наиболее изящный вариант реконструкции, но и такой, который можно воплотить в реальность существующими ресурсами государственной машины.
Лучшим был признан проект «Образовательная грань арт-пояса Москвы» (капитан команды — Екатерина Григорьева, студентка магистратуры РАНХиГС). Концепция проекта завязана на превращении одного из строений винного склада на Самокатной улице в образовательно-культурный центр. Такая трансформация склада укладывается в идею о создании арт-пояса Москвы, который свяжет уже существующие креативные пространства и даст толчёк к созданию новых площадок.