Семья Бароха в испанской культуре

18 марта в Ибероамериканском культурном центре Библиотеки иностранной литературы прошла лекция «Семья Бароха в испанской культуре». Эта семья внесла огромный вклад в развитие испанской культуры конца XIX и всего XX века.

19 марта
22:10

Основатель «семейного клана» Серафим Бароха родился в Сан-Себастьяне, Страна Басков (регион Испании). По профессии был горным инженером, но также обладал литературным талантом. Серафим был автором популярных баскских стихов и текстов песен. Его дети Рикардо, Пио и Кармен Бароха оставили глубокий след в искусстве и литературе XX века.

Серафим Бароха очень любил свой родной регион и всеми силами старался развивать его культуру, а также привил такую же любовь к Стране Басков своим детям. Примечательно, что в своих мемуарах Серафим писал о необходимости уважения культуры и других регионов Испании. Он считал важным, чтобы каждый человек уважал традиции других людей, народов и этносов.

Семья Бароха часто путешествовала не только по Испании, но и по всей Европе. Эти переезды сплотили семью. Они очень трепетно относились друг к другу.

«Все дети родились в разных городах и привыкли к обустройству уюта там, где они все вместе, а не там, где есть жилье» - заявила лектор Ольга Мусаева.

Самым знаменитым представителем «клана» является Пио Бароха. Он получил образование врача. Очень не любил учиться. Конфликтовал сначала с преподавателями, а потом и с пациентами. Когда Пио понял, что врачебное дело – это не его призвание, он продолжил дело отца и стал заниматься писательством, которым увлекся еще в 13 лет.

На произведения Пио повлияли немецкие философы, среди которых были Кант и Ницше, а также он увлекался Достоевским. Романы Пио наполнены пессимизмом. Шедевром Барохи считается El árbol de la ciencia (1911) (переводится как «Древо познания»), пессимистический роман, который изображает тщетность стремления к знаниям и жизни в целом. Название символично: чем больше главный герой, Андрес Уртадо, узнает о жизни и переживает ее, тем более пессимистичным он себя чувствует и тем более тщетной кажется его жизнь.

Пио критиковали в том, что он пишет «неправильные романы».

«Роман не может быть такой или не такой. Жанр романа это очень открытая структура, которая меняется с каждым веком. Почему вы говорите, что у меня странные герои? Вы же, когда читаете Достоевского, вам не кажется, что у него странные герои?» - вспоминал Пио.

И действительно, романы Пио очень похожи по структуре на произведения Достоевского. Он берет знакомую сферу действия и помещает туда «ходячие идеи», чтобы понять, что делать и как найти выход из сложившейся ситуации.

Такой характер в произведениях свойственен представителям Поколения 1898 года, куда входили романисты, поэты, философы и мыслители. Движение возникло во время Американо-испанской войны 1898 года и продолжило свое развитие во время Первой мировой войны, Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны. В тот момент Испания стояла на распутье, так как политическая и экономическая ситуация была крайне нестабильной.

Уже после установления Франкистского режима в Испании, Пио пришел к выводу, что журналистики, как профессии больше не существует.

«Нет смысла быть хорошим журналистом. Напишешь ты правду, а она никому не нужна».

Еще одним важным представителем семьи Бароха была сестра Пио - Кармен. Она внесла огромный вклад в развитие женского движения в Испании. Она была одной из основательниц Женского клуба в Мадриде. В нем девушки изучали литературу, изящные искусства и даже прикладные науки. Посыл состоял в том, что теперь женщины принимают участие в интеллектуальной жизни наравне с мужчинами.

Сама Каремен получила образование в Школе искусств, после Гражданской войны в ней же преподавала. До этого написала книгу о технике кружева в разных регионах Испании. Причем она была первой, кто показал, что, продавая свои изделия из кружева, женщины помогали своим мужьям в обеспечении семьи деньгами.

Сыновья Каремен Хулио Каро Бароха и Пио Каро Бароха продолжили дело своих дядей. Хулио был автором более 700 книг, статей и предисловий к статьям других авторов. Собрал и издал хроники Кралийской войны, о которой писал его дедушка Серафим.

Пио Каро Бароха стал кинокритиком, а в последствии известным испанским режиссером. Вместе с Хулио он начал снимать документальные фильмы о праздниках, традициях и селениях Испании. Это было очень значимо для сохранения испанской культуры, так как уже тогда во второй половине XX эти традиции постепенно начали исчезать из жизни испанцев.

На данный момент потомки семьи Бароха продолжают популяризировать и рассказывать о своих предках, издавая их мемуары и произведения.


Читайте также
02 июля
19:30
Лукашенко отдал военным приказ взять под прицел центры принятия решений на Украине
02 июля
18:05
В России объявлен конкурс для разработчиков компьютерных игр
02 июля
18:00
Кто из российских чиновников стал министрами и заместителями министров в ДНР