Как понять Little Big

20 ноября
16:25

Многие люди, столкнувшись с творчеством Little Big, не понимают, что они вообще услышали или посмотрели. Первое Студенческое делает попытку разобраться, что скрывается за безумными клипами, причем тут Nirvana и как Little Big пришли от общественного порицания к народной любви.

Как расстроить эмо

Выступление на «Вечернем Урганте», десятки миллионов просмотров каждого видео, солдауты в самом крупном клубе Москвы за месяц до концерта – все это который год  обыденные реалии для Little Big. Но так было не всегда – когда-то группу называли самой мерзкой на отечественной сцене, и массовость часто сопровождалась ненавистью и непониманием.

3.png

Little Big – не первый проект фронтмена группы Ильича, в котором он сталкивался с подобными явлениями. На музыкальное поприще Илья Прусикин встал в 18 лет, в начале 2000-х годов присоединившись к эмо-рок группе Tenkorr. Тексты про первую и последнюю осень, «больную любовь» и «больную душу» соответствовали веянию времени и дополнялись подобающими внешними атрибутами. В худощавом мальчике в скинни-джинсах с низкой посадкой, томно смотрящем на разочаровывающий мир сквозь забор крашеной челки, сложно узнать сегодняшнего Ильича. Но уже при съемке своего первого клипа на песню «Верю» Tenkorr при всей серьезности не смогли удержаться от сатиры на эмо-культуру, к которой сами же и принадлежали.

В клипе Ильич в амплуа типичного эмо-боя драматично ходит по городу, прижимается к стенам, страдает по ушедшей любви и печально смотрит на фото, которое всегда носит с собой. Канон практически сохранен, но в конце на оставленном на скамейке фото воодушевленный и сочувствующий поклонник увидел улыбчивого парня, а не ожидаемую девушку. Группе долго припоминали финальный момент клипа. Переступив рубеж 2007 года, Tenkorr дали волю фантазии – в их клипе на сингл Sex Police уже усатый Ильич с нелепыми волосами до плеч дергается у стойки микрофона в костюме полицейского. Ни о каком соблюдении канонов речи уже не может идти. Вопрос: откуда вообще взялась страсть к иронизации и сатире?

6.png

Панки vs MTV

При однотипных вопросах о группах, оказавших на него наибольшее влияние, Ильич всегда говорит о Nirvana, что обычно вызывает такое же однотипное по своей наигранности удивление у интервьюеров. Ильич утверждает, что Nirvana – это панк, причем панк не потому, что они делали гранж, а потому что ломали стереотипы, нарушали стандартизированные ожидания масс от их творчества. Песня, ставшая визитной карточкой группы – Smells like teen spirit – несет в себе не только вызов, но и сатиру. При написании песни Курт Кобейн руководствовался желанием создать «the ultimate pop song», повторить успех Where’s my mind The Pixies. На достаточно мейнстримный звук Курт наложил сатиричный текст об апатичности и бесхребетности своего поколения, которое готово послушно следовать любым правилам и так же послушно любить то, что указывают любить другие. Иронично, что проигрыш именно Smells like teen spirit ассоциируется у миллионов с творчеством Nirvana, а бессмысленная строчка про комара и либидо как не вызывала, так и не вызывает ни удивления, ни вопросов слушателей – whatever, never mind.

Следовать нормам музыкального шоу-бизнеса Nirvana не собиралась и в клипах для своих песен. В клипе на Smells like teen spirit лохматый Курт с засвеченным лицом не попадает в lip sync, потасканные чирлидерши с «рукавами» и знаком анархии на груди лениво взмахивают помпонами, а послушно кивающие подростки под конец разносят сцену. Видео на In Bloom - пародия на выступления групп 60-х годов (The Beatles, The Rolling Stones). Здесь кадры с непривычно прилежными мальчиками из Nirvana, облачившимися в отглаженные костюмы и робко бросающими взгляды на визжащую от восторга публику, под конец сменяются кадрами с этими же парнями в платьях. Они кидают друг в друга инструменты, дерутся и под конец разрывают эти же платья на себе. Оба видео - немного не формат для тогдашнего отполированного до блеска MTV, но песни были настолько популярными, что и видео на них ротировать пришлось.

По стопам Nirvana

По сути то же самое Ильич так или иначе реализовывал во всех своих проектах, но более всего это проявляется в творчестве Little Big. Изначально проект был создан как сатирический. В первом треке и клипе Every day I’m drinking группа уже начала путь осмеяния стереотипов о России, который затем превратился в сатиру на современный уклад общества в принципе. Творчество начиналось с максимально мрачного и иногда даже мерзкого визуального ряда, сопровождавшегося такой же пессимистичной и жесткой, хоть и незамысловатой, лирикой. В Life in the trash «слепая нация», где вместо имен важны порядковые номера, живет на помойке среди крыс и падали, поклоняется клоуну, а кадры поедания опарышей или сырого мяса не вызывают во время просмотра ни толики положительных эмоций.

2.png

Постепенно уровень мрачности в видео снижается - это уже заметно в Public enemy, где люди в костюмах фруктов танцуют на белом фоне, улыбчивые полицейские угрожают дубинками улыбчивым заключенным и подбрасывают подозрительные пакеты гражданкам, не отрывая взгляда от камеры. Картинка стала приятнее, но коды  все еще отчетливо читаются.

Из чего сделаны Little Big

Занимаясь поиском визуальной составляющей своего творчества, в музыкальном плане Little Big взяли за основу евродэнс - жанр, с феноменальной прочностью отпечатывающий хиты в головах миллионов людей(What is love - Haddaway, Barbie Girl - Aqua, Everytime we touch - Cascada, The rhythm of the night - Corona). К евродэнсу примешали хардкор – и получился легкоузнаваемый стиль Little Big. При этом и без того простые и односложные тексты песен, в основном заключающиеся в многоразовом повторе названия трека, иногда превращаются в набор слов. Так случилось с синглами Skibidi и Faradenza с релиза 2018 года Anti-positive.

Свой фирменный визуальный стиль Little Big нашли приблизительно в 2015 году – в период релиза Hateful love. Группа не то что поубавила сатирическую нить о российской действительности, но скорее направила ее на картину мировых пороков. При этом убрали всю мрачность, серость и уделили внимание ярким цветам и картинкам, которые будут приятны массовому зрителю. В Hateful love есть танки и оружие, но они из воздушных шаров, есть обещания «убить и сломать», но они исходят от красивых и сладкоголосых девушек.  

5.png

Все еще сатира, все еще странная, но уже достаточно приятная для просмотра. Эту же концепцию Little Big развивают до сих пор: горячая любовь Ким Чен Ына к боеголовкам (Lolly Bomb), показушные панки (Punks not dead) или нелепая реклама парфюма (Faradenza) осмеиваются очень необычно и ярко не только по постройке кадра, но и по гармонии сюжета и звучания.

Спасение шоу-бизнеса от удушья

В интервью Юрию Дудю Ильич сказал, что звезды с «Голубого огонька» «зажали шоу-бизнес российский и не дают ему дышать». Если это рассматривать подобным образом, то Little Big – тот самый глоток свежего воздуха для отечественной эстрады, который постепенно проникает все глубже и глубже и имеет все шансы спасти ее от асфиксии.

Ну а головы миллионов людей по всему миру Little Big и так уже захватили при помощи запоминающегося саунда, абсурдной, но такой привлекательной картинки и, конечно же, безумных рейвов на концертах, дарящих позитив даже с «антипозитивным» альбомом. У москвичей в скором времени будет шанс убедиться в этом самостоятельно. После солд-аута октябрьского концерта Little Big возвратятся на сцену самого большого клуба Москвы – Adrenaline Stadium 8 декабря. Правда, шанс убедиться во всем самому будет только в том случае, если вы успеете приобрести свою пару быстроисчезающих билетов.

Little_Big_Vidfest.jpg


Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
15 января
16:35
Москву сфотографировали на «зеркалку» с орбиты
15 января
15:35
Менеджеры, сюда: Горячие вакансии ждут вас!
14 января
12:10
#adelechallenge: Автобусы, скрепки и картошка просят Адель не уходить со сцены