Искусство фотографии: Что смотреть на выставке Родченко

Искусство фотографии: Что смотреть на выставке Родченко

16 марта
10:10

Вы могли не слышать его имени, но точно знаете его работы. Александра Родченко называют гением русского авангарда и родоначальником современной фотографии. До 14 июня его снимки можно увидеть в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Родченко был настоящим новатором. Нелинейная перспектива, резкие ракурсы, острые углы, разрушение всех канонов — во многом именно его революционный стиль сделал современную фотографию такой, какой мы ее знаем. Сейчас съемкой снизу никого не удивить, но 100 лет назад такой прием был по-настоящему сенсационным. На выставке «Александр Родченко. Из коллекции Still Arts Foundation»в Центре фотографии имени братьев Люмьер собрали более 60 снимков разных годов: от первых опытов и до классики 1930-х.

M2XaOksHShA.jpg

С чего начать

Экспозиция разделена на две части. В первом зале представлены портреты друзей Родченко — художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров начала ХХ века. Здесь снимки Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик, семейные фотографии жены и дочери.

9X0uMXClQ9U.jpg

Второй зал посвящен эталонным работам Александра Родченко. Это архитектурные съемки и фоторепортажи, которые вошли в учебники по фотографии. Среди них легендарные «Балконы», «Пожарная лестница», «Лестница» и «Пионер-трубач».

— Родченко придумал методы съёмки, которые до сих используются по всему миру, — рассказал преподаватель фотокафедры факультета журналистики МГУ Игорь Анисимов. — Его подход, видение, ракурсы, которые он выбирал, выделяют его среди фотографов того времени. На его снимках вы не найдёте стандартных решений. Его много за это критиковали.

1. Пожарная лестница (1925)

5e256c8f480aa.jpeg

Родченко активно экспериментировал с построением и геометрией кадра, ракурсами и композицией, пытался найти новые приемы и способы съемки окружающего мира.

— Его кредо было научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи, — говорит правнучка Родченко, сокуратор выставки Екатерина Лаврентьева. Стремление изменить привычный взгляд на мир подталкивало Родченко к использованию необычных приемов: акцентирующая деталь, эксперименты со светом, съемка снизу или сверху, диагональная композиция, задающая динамику.

2. Пионер-трубач (1930)

1.jpg

Такой подход к фотографии казался радикальным и часто вызывал критику современников. Например, известный снимок «Пионер-трубач» называли неполиткорректным. По мнению критиков, мальчик на фотографии получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

3. Осип Брик (1924)

130.jpg

Работы Родченко были смелыми не только по технике исполнения, но и по содержанию.

"Каждое новое увидение рождает революцию", — написал он однажды.

Фотография для Родченко — линза, с помощью которой можно осветить проблемы современности, отразить революционный дух времени. Стеклышко очков Осипа Брика, в которое вписаны буквы ЛЕФ, — это фактически не портрет, а программная декларация.

Основоположник конструктивизма и создатель первой советской рекламы Александр Родченко встал в авангарде советского искусства начала ХХ века. Его революционный подход к съемке предопределил развитие фотографии на долгие годы, а изобретенные им приемы до сих используются во всем мире.

Выставку работ Александра Родченко можно увидеть в Центре фотографии имени братьев Люмьер до 14 июня.


Читайте также
04 февраля
14:25
Редактору Doxa Гутниковой суд заменили исправительные работы на лишение свободы
04 февраля
13:25
Умер актёр Джордж Р. Робертсон - начальник Хернст из «Полицейской академии»
04 февраля
12:45
В Госдуме предложили заморозить активы американских граждан как ответную меру