«Чемпион мира»: Шах без мата

«Чемпион мира»: Шах без мата

У Саши Белого отобрали пистолет и посадили за доску. Он обыграл Антона Городецкого в шахматы, партию назвали «исторической реконструкцией», во всем обвинили гипнотизеров и хиппи.

05 января
18:50

Источник:

30 декабря в прокат вышел фильм «Чемпион мира». Спортивный блокбастер появился в канун Нового года — самый «хлебный» период для прокатчиков. Режиссёром картины стал Алексей Сидоров — постановщик знаменитой и вновь возвращенной в тренды Тик-Тока Бригады. Впрочем, создателям фильма хочется предложить снять «корону» — даже шахматную.

Киношный гроссмейстер Анатолий Карпов вписался в ряды Саши Белого и Николая Ивушкина — он настоящий мужчина, который страстно любит «дело всей своей жизни» и не отвлекается на женщин.

ОДНОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ

В фильме частично воссоздается противостояние двух шахматных гигантов — Анатолия Карпова (роль Ивана Янковского) и Виктора Корчного (в исполнении Константина Хабенского). При работе над картиной сценаристы консультировались с Карповым — он вспоминал детали легендарного филиппинского турнира. Его соперник, Корчной, умер в 2016 году — потому картина поединка изначально получилась необъективной.

За рамки сценария вынесли весь жизненный путь Виктора Львовича — создатели не упомянули ни про жену, которую не выпустили в Швейцарию вслед за гроссмейстером, ни про младшего Корчного, которого после отъезда отца выгнали из университета и посадили в тюрьму по ложному обвинению.

Даже с фактами, которые отражены в фильме, сценаристы обратились вольно. Первая партия Корчного и Карпова в Златоусте, согласно воспоминаниям последнего, закончилась ничьей. А «неспортивный зевок», который стал основой для эпизода, совершил другой именитый гроссмейстер - Михаил Ботвинник. Позднее оба соперника рассказывали об этой встрече в интервью и мемуарах.

Неравномерная работа с источниками информации повлияла на образы героев: Карпов воплотил на экране истинные добродетели комсомольцев, а Корчной стал его «кривым зеркалом». Герой Янковского, отдаю должное, привлекает зрителя своей холеностью, умением принимать поражения и привычкой опираться на острый ум. Персонаж Хабенского, наоборот — выглядит неопрятно, проигрыши превращает в склоки, а соперников уничтожает не манерой игры, а моральным давлением.

КАСТ МЕЧТЫ

Каждый актер в фильме — бриллиант! Но вместе они не сочетаются. Маститые Янковский и Добронравов примеряют привычные образы потерянного юноши и наставника-отца. Советская экранная семья кажется трогательной, но по отдельности герои немного теряются на экране — масштаб актеров затмевает персонажей.

Матч за звание чемпиона с Анатолием Карповым играет Виктор Корчной в исполнении Константина Хабенского. Злодей и подлец получается дьявольски харизматичным и в то же время духовно слабым. Он клевещет и хамит, партнеров по игре презирает. За помощью советский эмигрант обращается к мистикам, гипнотизерам и террористам. В погоне за победой Корчной теряет здравый смысл: пляски с  дозиметром и показательные выступления с четками делают его похожим на умалишенного. Крой костюмов отсылает к легендарному Остапу Бендеру, но до великого комбинатора герой Хабенского не дотягивает - его выдает слишком серьезное отношение к игре.

Как ни странно, «неправильный» гроссмейстер Корчной кажется более живым, чем победивший его Карпов. Возможно, герои изначально неравны. Виктор Львович наделен и преимуществами, и недостатками: он умен и расчетлив, но превращает партии в клоунаду, хулиганит и играет на нервах соперников. Анатолий Евгеньевич наделен одной страстью, которая является и его силой, и его слабостью — всепоглощающая любовь к игре поглощает его разум. Это великое чувство на экране смотрится однобоко — сценаристы пытаются «разбавить» абьюзивные отношения с доской любовной линией, но Карпов живет по принципу: «Первым делом, первым делом самолеты, ну, а девушки, а девушки — потом!».

1641311667_orig2jpg.jpg

Жена Карпова появляется в середине фильма, а еще герой вспоминает о ней в финальных сценах. Очевидно героиня Пожарской в неземных клятвах не нуждается — фамилия знаменитого шахматиста помогает ей выбраться из артисток кордебалета. Муж звонит из Багио однажды — и своей холодностью доводит до зрелищной истерики. Выдав красивую картинку для трейлера, Ника исчезает из жизни гроссмейстера — даже переезжает в другую квартиру в Москве. Кажется, будто Сидоров вновь пытается воплотить легендарный образ Ольги из «Бригады» — свою жену Белов отправлял исследовать Америку и Европу, а Карпову даже напрягаться не надо — супружницу пристроили прихвостни министра спорта Градова. Его, кстати, играет Владимир Вдовиченков - Фил из «Бригады».

МЕЖДУ БУМАЖНЫМ ЧЕМПИОНОМ И ШАХМАТНЫМ ХУЛИГАНОМ

Конфликт соперников выходит за рамки одной партии: маленький Карпов и молодой Корчной впервые встречаются еще в Златоусте. Пока мальчик бормочет, что в шахматы надо играть, соблюдая спортивный этикет, Корчной, как настоящий злодей, выигрывает партию.

Такое нахальное отношение к юному дарованию определяет вектор развития героя Хабенского: с годами «гроссмейстер» становится все злее и хитрее. Карпов же вырастает честным и скромным, страсть к игре сочетает с любовью к семье и жене.

Карпов взял реванш у киношного Корчного, на тот момент уже потасканного жизнью и гримерами. Расстроенный злодей дал интервью сербскому журналисту, в котором намекнул, что Карпова чемпионом назначила спортивная «верхушка».

Иронично, что герой Янковского даже не рассматривает Корчного как соперника — он нацелен на поединок с Бобби Фишером, которому примеряет корону. Карпову кажется, что шахматная победа способна помочь СССР в Холодной войне. Но Бобби отказывается играть, а Анатолий Евгеньевич затаивает обиду: и на государство, и на финт «непобежденного» Фишера.

1641312056_origjpg.jpg

Никто не воспринимает молодого шахматиста всерьез: Фишер отмечает его неопытность, Корчной считает соперника везунчиком, а министр спорта Градов и вовсе держит за ручного «медвежонка». Герой Янковского не замечает снисходительного отношения и к заветной победе прет как танк, не жалея ни жены, ни живота своего.

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Фишер дарит Карпову копию с картины «Шахматисты» Морица Ретча. (Во второй половине XIX века такие гравюры были очень популярны. 6 мая 1837 года репродукция одной из версий офорта была напечатана в Saturday Magazine и в этой версии работа Ретча получила широкую известность в США.) Интерпретация сюжета картины в фильме отсылает к драме Иоганна Гете — а именно к моменту, где Мефистофель играет с доктором Фаустом на его душу.

Чертами злого духа наделен Виктор Корчной — в одной из сцен у него даже появляются рожки. У местечкового дьявола и свита под стать: «хиппи, психологи, экстрасенсы», которые «генерируют лучи негативной энергии». Инструментарий у советского «Мефистофеля» тоже фантастический: четки, счетчик радиации, змеи. Злодею в зеркальных очках, в лучших традициях, чуждо все человеческое — он хочет уничтожить Карпова как шахматиста.

Западным соперникам, вооруженным восточными техниками, противостоит советская команда мечты. Наследники «Бригады» действуют еще до ее формирования. Здесь присутствуют и товарищи Карпова по игре, и представители вездесущего КГБ, профессиональный психолог, даже повар свой!

Одиннадцать партий шахматистов по времени распределены неравномерно: те пять игр, которые выигрывает Корчной, по хронометражу занимают столько же времени, сколько уделено одной победе Карпова. Конечно, с Карповым и советский народ, команда шахматистов, и министр спорта, и даже сам Леонид Брежнев. А Корчной играет в моменте достижения советского эмигранта обесцениваются: экранный Корчной побеждает в основном из-за помощи экзорцистов и эмоционального выгорания Карпова.

На Анатолия Евгеньевича давят сразу несколько факторов: Карпов находится вдали от дома, отец болеет в Москве. Шахматные фигуры валятся из рук, все ходы кажутся неверными.

Янковский хорошо отыгрывает интеллектуальное напряжение. Карпов перед финальной игрой уезжает смотреть баскетбольный матч — и из эмоционального кризиса он выбирается, когда отвлекается от шахмат.

1641312104_orig4jpg.jpg

Верный ход для финальной партии помогает найти жена. Правда, в итоге в партии комбинация оказывается не нужна, но шахматист восстанавливает разрушенные апатией семейные скрепы и обретает внутреннюю гармонию.

Алексей Сидоров захотел показать шахматы зрелищно — но этот вид спорта нельзя превратить в динамическое шоу, потому что эта игра требует концентрации, а не скорости. Графика в стиле «Дозоров» отсылает и к черно-белой морали фильма. Как и в книге Лукьяненко, Добро одолевает Зло, победители торжествуют, игровая справедливость восстановлена. Карпов посылает Корчному извинительное письмо и картину с Мефистофелем — но расстроенный поражением Виктор Львович больше не напоминает злого духа, поражение рассеивает его демонический ореол.

Картина кажется незавершенной: шахматы выглядят неземной абракадоброй, загадки героев так и остаются незавершенными. Такое послевкусие побуждает к фанатскому творчеству - но это уже совсем другая история. 


Читайте также
19 апреля
18:00
Выставки в SISTEMA GALLERY
18 апреля
19:00
Спектакль «Хвала Котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»
12 апреля
15:40
Дальневосточные ученые выяснили, что морские обитатели способны разлагать пластик