В рамках Международного студенческого фестиваля ВГИК нам удалось посмотреть запись спектакля «Город шумит» Ереванского государственного института театра и кино. В основе сюжета лежит пьеса Дмитрия Богославского «Точки на временной оси». Она состоит из нескольких зарисовок, названных «точками». В них рассказываются истории, которые автор создал, используя документальные фотографии и новостные заметки. Глобально можно сказать, что пьеса Д. Богославского показывает, что за каждым происшествием в мире стоят тысячи человеческих судеб, каждая из которых имеет свою ценность. Важно не забывать об этом.
«Город шумит» — это седьмая «точка на временной оси». В полупустой комнате, заваленной газетами, мы знакомимся с главным героем, имени которого нам не называют. По обращению «сэр» догадываемся, что он живет в Америке. Первое, что становится примечательным для зрителя, это некая нервозность мужчины. Он то впадает в апатию, то начинает тревожно перемещаться по комнате. Герой рассеян, его угнетает шум города и люди вокруг.
Позже мы понимаем, что он потерял близкого человека: его сын погиб во время теракта в США 11 сентября 2001 года. Эта информация преподносится зрителям в виде новостной сводки, произнесенной безэмоциональным голосом диктора и завершающейся фразой: «К другим новостям». Такая холодность в очередной раз подчеркивает, как редко мы действительно задумываемся о том, как то или иное масштабное событие влияет на каждого отдельного человека, сколько подобных историй остается «за кадром».
Хочу отметить сценографию, которая очень точно передает эмоциональный посыл работы. Газеты, разбросанные по полу, в моем понимании, символизируют бесконечный поток информации, за которым мы перестаем замечать реальных людей, их чувства и мысли. Более того, когда герои передвигают стулья, газеты шуршат, создавая эффект шипения пластинки, о которой постоянно говорит главный герой. Этот повторяющийся образ-символ олицетворяет непрекращающийся шум города, его кипучую жизнь. Мигающий свет, безусловно, нагнетает атмосферу, добавляя действию тревожности и драматичности.
Мне понравилась музыка, использованная в спектакле. Так как большая часть действий происходила в пугающей тишине, моменты с музыкальным сопровождением создавали еще более трагичный эффект.
Более того, даже названия использованных композиций несли скрытый смысл. «This Place Was A Shelter» («Это место было убежищем») здесь может подразумевать семью главного героя, которая была для него неким убежищем. Лишившись сына, он утратил свой «островок спокойствия» в этом «шумном городе». Текст песни «So far» («Так далек») также соответствует сюжету: So far from seeing home, I stand out here alone (Так далек от дома, Я стою в одиночестве)– вместе с близким человеком, герой потерял свой дом, прежнюю жизнь. Нельзя не упомянуть прекрасную игру актеров. У них не так много реплик, но каждая из них имеет значение для сюжета, поэтому интонации играют здесь ключевую роль. Исполнители отлично справились со своей задачей. В заключение хочу сказать, что Ереванский государственный институт театра и кино проделал отличную работу, добавив и без того серьезному произведению «Точки на временной оси» еще больше глубины, заставив зрителей прочувствовать трагедию одинокой личности и осознать значимость человеческой жизни.
Фотограф: Ксения Карева
Редактор: Юлия Щегельская