Для многих из нас Пасха – светлый, добрый праздник, когда мы можем поесть вкусных куличей и провести время с семьей. Светлое Воскресенье фигурирует во многих литературных произведениях: «Лето господне» Шмелева, «Казак» и «Студент» А.П. Чехова. Отсылка к этому празднику есть даже в поэме «Мертвые души».
Н. В. Гоголь – главный любитель церковной тематики в русской литературе. По его задумке поэма с мистическим названием «Мертвые души», подобно произведению Данте Алигьери «Божественная комедия», предполагала трехчастную композицию: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Гоголь планировал дать каждому помещику шанс на исправление, а Чичикова, главного героя, сопроводить по загробному миру и привести к полному исцелению души. Неслучайно герой посетил помещиков в определенном порядке. Автор расположил их по степени омертвления внутреннего мира: «сахарный» обходительный Манилов, «крепколобая» нравственно глухая Коробочка, помешанный на азартных играх Ноздрёв, «весьма похожий на средней величины медведя», корыстолюбивый Собакевич.
Последним, к кому приехал Чичиков, стал старик Плюшкин, олицетворение жадности и саморазрушения. Но даже такому, казалось бы, совершенно пропащему герою Гоголь дал шанс на исправление.
Помещик угостил дорогого гостя черствым сухарем. Наверняка каждый смеялся над этим нелепым моментом. Но обратите внимание: этот сухарь – кусочек пасхального кулича, который когда-то прислала Плюшкину его дочь. А значит, он готов был отдать Чичикову самое дорогое, что так долго и бережно хранил. Эта деталь очень символична, ведь Пасха – праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Не хотел ли автор подчеркнуть, что душа героя еще жива? Что еще есть надежда?
Такая вот интересная ПАСХАлочка...