Психологический триллер «Трасса» от режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко можно с чистой совестью поставить на одну полку с признанными шедеврами отечественного кино. Мрачный, невыносимо тяжелый и шокирующий своей реалистичностью сериал о пропаже девочек и женщин на юге России выходил на стриминге Okko с начала осени, но массового зрителя миновал — сейчас о нем мало кто знает. Между тем смотреть его не просто нужно, но даже необходимо. В пользу этого свидетельствует и то, что Глигоров и Маловичко раньше уже работали вместе, и не над одной картиной. Среди их проектов, например, сериал «Хрустальный», еще одна психологическая криминальная драма, основанная на реальных событиях. Ее центральная тема — тоже пропажа детей. Только мальчиков.
Итак, «Трасса». Маленький курортный город потрясает страшное преступление — на рассвете тринадцатилетняя девочка Вита расстреливает из ружья своих спящих родителей, после чего вешается в сарае. На выстрелы прибегает сосед, который успевает вытащить девочку из петли. Расследовать дело поручают следователю Эльвире Бараевой. В это же время из Санкт-Петербурга приезжает судья Светлана Незнамова, чья приемная дочь Кира исчезла в день своего восемнадцатилетия. Ее след обрывается в Ставропольском крае, около трассы — в том месте, где пропадают женщины. Эльвире предстоит выяснить, как связаны эти два дела и какое отношение к убийству семейной пары имеет Светлана.
Источник: кадр из сериала «Трасса»
«Трасса» — это то самое кино, после которого хочется сделать паузу, желательно на несколько дней, и продышаться. Смотреть сериал тяжело, но сделать это за один раз крайне важно — есть риск, что, оставив его пусть и на короткое время, обратно уже не захочется вернуться. Не сочувствовать главным героям невозможно, но и сочувствовать — тоже, особенно если вы — человек, который проживает чью-то жизнь как свою.
Этот сериал — о зле, которое окружает нас даже тогда, когда мы его не видим. Или не хотим видеть. Зло здесь повсюду, в каждом случайном взгляде и случайном слове, в каждом жесте и в каждом прохожем. Зло сталкивается с невинностью — и побеждает его. Отчего-то вспоминается картина Константина Коробова «Агнец». Тех, за кого мы цепляемся, как за последний белый островок в бесконечной пучине черни, пожирает трасса.
Источник: кадр из сериала «Трасса»
Одна из самых запоминающихся черт сериала заключается в том, что в нем нет, абсолютно нет персонажей, которым на протяжении всех десяти серий можно полностью доверять. Так как это детектив, рано или поздно подозрение падает на каждого, и «Трасса», надо отдать ей должное, мастерски запутывает зрителя — в какой-то момент даже заставляет его начать сомневаться в самом себе.
Отдельно стоит отметить исполнителей главных ролей. Карина Разумовская и Анна Михалкова, Светлана Незнамова и Эльвира Бараева соответственно, — это не просто судья и следователь. Они — женщины, они — матери, готовые на все, чтобы добиться правды и защитить своих детей. Василиса Немцова, сыгравшая маленькую Виту Демченкову, вызывает не просто слезы, а настоящий ужас и искреннее сострадание. И как же потрясающе раскрывается в своей роли Александр Ильин-младший. Его герой, Виктор, обнаруживший Виту в петле, уже девять лет ищет пропавшую на трассе жену. И девять лет его подозревают в ее убийстве. Даже его фамилия — Чужих — с самого начала отсылает к тому, что перед нами изгой, живущий на отшибе и отчего-то не спящий на рассвете, на том самом рассвете, когда Вита взяла в руки ружье.
Источник: кадр из сериала «Трасса»
Как бы банально ни звучала эта фраза, сериал держит в напряжении до последнего. Догадаться, кто главный антагонист, который стоит за случившимся, невероятно сложно. И даже когда зрителя за руку подводят к разгадке, поверить в нее удается не сразу. Невольно ловишь себя на мысли — неужели это все действительно происходит где-то там, за границами привычного мира, за стеклами розовых очков? И понимаешь — да.