«Достоевский. Сны Анны»: Интервью с Милой Денёвой о постановке

«Достоевский. Сны Анны»: Интервью с Милой Денёвой о постановке

Как связаны Достоевский и мелодрама? Возможно ли представить историю из жизни великого русского классика в стиле французского кинематографа? Как это удалось театру «МОСТ»?  Об этом – в эксклюзивном интервью Милы Денёвой

27 сентября
23:50

Источник:

Произведения Достоевского знают и любят во всем мире. «Бесы», «Братья Карамазовы», «Игрок», «Подросток» и другие его произведения остаются классикой многих отечественных и зарубежных театров. Как отметил постановщик спектакля «Достоевский. Сны Анны» Георгий Долмазян, произведения этого классика можно увидеть в уважаемых театрах Москвы.

Произведения Достоевского читали многие. Уже меньше людей знакомились с его биографией. При этом немногие интересовались личной жизнью писателя. А она, как и его романы, полна трагедии и наполнена по-русски драматичными эпизодами.

Но среди постоянных долгов, страсти Достоевского к игре и эпилептических припадков встречаются и лучики света. Одним из них стала его вторая жена Анна. Молодая, красивая и амбициозная, она променивает светскую жизнь на работу над великими романами мужа. Хрупкая девушка берёт на себя все хозяйственные дела, в том числе издание романов по собственной инициативе писателя и покрытие долгов.

Однако в «Снах Анны» перед нами – не духовный рост героини, как это было бы при типичной хронологии. Перед нами клубок судьбы разматывается в обратную сторону. Мы приходим от почтенной вдовы классика, которого сравнивают только с Толстым, к девушке, которая пришла подработать стенографисткой к писателю.

Женщина, которая прощается со счастливой жизнью и семейным счастьем, на глазах молодеет. Меняется Анна, меняется Фёдор Михайлович – только любовь и взаимоподдержка остаются прежними. Они переезжают из города в город, работают над романами, делят славу и жизненные трудности, но не покидают друг друга даже в самые тяжёлые моменты. Эта любовь напоминает лебединую верность – вместе и до последнего.

В полутёмном зале мы чувствуем то боль героини, то безысходность, то счастье, следующее за ними. Так и должно быть в эталонной христианской семье: в горе и в радости, в полном доверии. И судья такой семье – Христос, вечная радость и источник вдохновения Достоевского.

Нам удалось поговорить с автором инсценировки «Снов Анны» Милой Денёвой. Она поделилась с нами впечатлениями о финальной постановке.

Прежде всего Мила отметила:

«Это не оригинальная пьеса или художественное произведение, которое я придумала. Это монтаж документов: воспоминаний Анны Григорьевны, дневников, писем, воспоминаний современников, фрагменты романов Достоевского».

О работе над спектаклем

- Монтажа было очень много – первый вариант выходил на 4 часа сценического действия. Понятно, что дальше идёт проверка сценой: насколько это интересно, совпадает ли диалоговая структура. И дальше театр сам по себе из этого отбирает то, что может «выжить». Осталось ровно то, что может выжить конкретно на этой сцене, с этими артистами и в этом зале. Текст адаптируется про то, что есть в театре.

Финальное впечатление

- Что касается драматизма истории, то каждый зритель переживает свою трагедию и чувствует столько, сколько способен вместить. Музыка, декорации и актёрское начало оживляют историю и добавляют какого-то мелодраматизма. Но на бумаге это не было столь мелодраматично. Это было суше и трагичнее. Музыка внесла нотки французского мелодраматического кинематографа. То, что она (музыка) здесь делает, в тексте не предполагалось. Стало мелодраматичнее, чем на бумаге.

- Несомненно, без музыки история любви Анны Григорьевны и Фёдора Михайловича смотрелась бы по-другому. Французская ли это мелодрама или русская драма – решает каждый зритель для себя. Можно лишь добавить, что история любви на сцене «Моста» получилась эмоциональной и наполненной духом мрачного, но романтичного Петербурга – города, где жил и творил сам Достоевский.


Теги: театрмост
Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним