Буйство тела и новое прочтение Шекспира в спектакле четвертого курса Школы-студии МХАТ

Буйство тела и новое прочтение Шекспира в спектакле четвертого курса Школы-студии МХАТ

Пожалуй, ни один из драматургов — современных или классических — не ставится на сценах школ-студий так часто и не пользуется столь оглушительным успехом, как Шекспир. И хотя пьесы его традиционно ассоциируются с идеалами нежной и бескорыстной любви Ромео и Джульетты, легендарный английский драматург подарил нам также произведения гораздо менее невинные. Среди них и «Сон в летнюю ночь». 

Рецензия написана в соавторстве с Уколовой Татьяной и Желудевой Елизаветой

22 ноября
15:35

Источник:

События комедии переносят зрителя в те далекие времена, когда вершили свои подвиги Геракл и Персей, а моря бороздил величественный Арго. Действие разворачивается в Афинах, а точнее — в лесу недалеко от городских стен. Особенная камерная атмосфера маленького зала способствует полному погружению в происходящее на сцене: зритель будто и в самом деле оказывается на опушке леса в Древней Элладе. 

Образы действующих лиц, напротив, представлены в интригующей и совсем “не греческой” интерпретации. Так, истеричная любовь Тезея (Егор Кирячок) и Ипполиты (Владислава Сухорукова), напоминающая отношения современных инстаграмной фитоняшки и «нового русского», сменяется актуальной сегодня патриархальной драмой Гермии (Екатерина Куликова). Шекспир, которого мы привыкли видеть классическим и этичным, превращается здесь в молодежную вечеринку с алкоголем, перфомансами и «продолжением». И все же, царящие на сцене пансексуальность, дерзость и буйство тела вполне характерны для Древней Греции. 

Смотрится такой парадокс удивительно органично: современные мотивы оживляют созданную Шекспиром плавную и полупрозрачную, будто покрытую легким пологом, реальность. Режиссёрские вставки не только не портят оригинальную пьесу, но и делают ее ощутимо ближе к зрителю. Особенно интересен перфоманс с колготками – то ли отсылка к альбому Kanye West «Donda», то ли оригинальное авторское решение. Люди в капроне здесь – своеобразные марионетки, которые временно слепы, но позже открывают глаза и вступают в реальный мир. И всё это — под звуки электрогитары, которая, как оказалось, ничуть не хуже лиры или флейты Пана.

Постановка Антона Киселюса разрушает связанный с Шекспиром стереотип до основания. В ней — откровенный костюм (а порой его отсутствие), алкоголь и сексуальность. Весь спектакль на сцене бушуют, в прямом и переносном смысле, нешуточные страсти. Но вы не найдете здесь пошлости. Эротика на сцене не кажется отталкивающей. Напротив, она поэтична и увлекательна, естественна, хотя местами и забавна, но ни в коем случае не аморальна.

В гротескном театральном мире то царит бурное веселье, то разворачивается настоящая драма, хотя и задрапированная в фарс и вакханалию. Удивительно, как в этот неудержимый поток вплетаются вечно актуальные темы ревности и страсти, любви и ненависти, истинной дружбы, жестокости и многие другие. Радость здесь сменяется страданием, добродушный юмор — болезненной насмешкой. Но как бы ни играла Судьба жизнями героев, даже самые драматичные и на первый взгляд безвыходные ситуации на сцене разрешаются легко и непринужденно, будто сами собой.

Венчает историю пьеса внутри пьесы, которую герои смотрят по завершении всех своих злоключений. Творческий порыв самобытного драматурга Пигвы (Дарья Петриченко), она наполняет «Сон в летнюю ночь» абсурдом и комизмом. Она полна дикого буффа, мазохизма и смотрится как полноценный «спектакль внутри спектакля».

Что касается спецэффектов, то они, хоть и немногочисленные, зато яркие и выразительные. Освещение построено действительно удачно: весь спектакль проходит на границе света и тени — будто между сном и явью, реальностью и вымыслом, а блики от зеркальной инсталляции под потолком еще больше усиливают этот эффект. Легкость и лаконичность костюмов и отсутствие кричащих декораций оставляет зрителям пространство для воображения и не дает отвлекаться от происходящего на сцене. Внимания также заслуживает прекрасное музыкальное сопровождение: знакомые многим джазовые, свинговые и рок-н-ролл композиции оттеняют и дополняют созданные актерами образы.

Шекспир особенно любим студентами театральных мастерских за то пространство для фантазии и интерпретации, которое оставляют его пьесы, и в этой постановке актерам удалось этот простор великолепно использовать.

Благодарим студентов четвертого курса Школы-студии МХАТ и их художественных руководителей — И.Я Золотовицкого и С.И. Земцова — за море ярких впечатлений и с нетерпением ждём новых шедевров!

Ближайшие показы пройдут на сцене Учебного театра МХАТ 3 и 14 декабря


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним