Каждый человек – мечтатель. О чем он мечтает? Конечно, о Любви. Одной минуты Любви хватит на всю жизнь человеческую. Но как дальше жить, если мечте не суждено было сбыться? Можно ли прожить без Любви? Об этом мы узнали из спектакля «Мечтатели».
3 февраля в Московском драматическом театре «Модерн» состоялся показ спектакля «Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили». Театральный проект @dreamers_fmd под руководством режиссера-постановщика Екатерины Луниной ставил своей целью переосмыслить главное человеческое чувство – любовь, взяв за образец одно из лучших произведений русской чувственной прозы – повесть Ф.М. Достоевского.
ГЕРОИ:
Мечтатель – Виталий Иванов
Настя – Юлия Апалат
Молодой человек – Дмитрий Минин
Источник спектакля – повесть «Белые ночи» Ф.М. Достоевского. Спектакль практически не отходит от своего «фундамента» в сюжетной линии: белой ночью Мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настя рассказывает о себе, своей скромной жизни. Мечтатель замечает, как много общего таят в себе их души. Настя хочет позабыть своего возлюбленного, который обманул ее. Девушка начинает привязываться к Мечтателю, они вместе строят планы на жизнь. Но неожиданно появляется пропавший жених, и вскоре герой получает письмо с приглашением на свадьбу.
Однако, несмотря на точное следование сюжету, смысловые акценты в спектакле расставлены иначе. В центре внимания оказывается не образ Петербурга с его знаменитыми «белыми ночами», а образ самого рассказчика–мечтателя, повествующего о своей истории от третьего лица. Ярче всего авторские нововведения прослеживаются в образе главного героя – Мечтателя. Он больше не характерный для творчества Достоевского «маленький человек», который ничем не интересуется и ни к чему не стремится и поэтому укрывается от настоящего мира в мире грёз, а настоящий мечтатель-изобретатель, мечтатель-создатель. Герой Виталия Иванова – активный, страстный, ребячливый, отчасти инфантильный молодой человек, который хоть и боится познакомиться с девушкой, быстро приковывает к себе ее внимание. Он постоянно танцует, напевает что-то себе под нос, веселит зрителя своими шутками. Петербург в «Мечтателях…» превращается из города-угнетателя в волшебное место, изобилующее «мечтательными» местами, идеальными для того, чтобы представить себе жизнь в любви и наслаждениях.
ЗАГЛАВИЕ
«Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили» – два названия олицетворяют собой два основных смысловых направления спектакля.
«Мечтатели» – название воодушевляющее, оптимистическое. Тот, кто мечтает, подобно ребенку, создает мир, где все просто и безопасно. Именно поэтому у главного героя нет собственного имени, его зовут Мечтатель – имя ему попросту не нужно, ведь он единственный житель в мире собственных грёз.
Вторая же половина – «Я просто хочу, чтобы вы меня любили» – название трагическое. Это восклицание об одиночестве, призыв к тому, чтобы общество (здесь обращение «вы» мы трактуем как все человеческое общество, весь мир) обратило на маленького человека внимание, полюбило его, приняло его как родного со всей неказистостью и кажущейся отрешенностью. Так, из названия мы можем сделать вывод, что Мечтатель – одновременно создатель идеального мира и его жертва.
КОСТЮМЫ И ДЕКОРАЦИИ
На протяжении всего спектакля на сцене присутствуют два главных героя – Настенька и Мечтатель. Они одеты неброско, но со вкусом. Мечтатель носит свободный мешковатый костюм, олицетворяющий свободолюбие и импульсивность, Настенька – черное блестящее платье, одновременно простое и привлекающее внимание, похожее на саму героиню – обыкновенную бедную девушку, необразованную, но способную заинтересовать зрителя своими внутренними качествами: добротой, простотой, скромностью и легкостью. Декорации спектакля немногочисленны и выдержаны в темных цветах, на сцене – лишь самое необходимое. Это позволяет зрителям полностью окунуться в психологизм постановки – отношения в любовном треугольнике Мечтатель–Настенька–Молодой человек (жених Настеньки).
СМЫСЛ ПОСТАНОВКИ
Финал спектакля «Мечтатели…» совпадает с финалом повести-основы: Настенька разбивает сердце Мечтателя, сделав выбор в пользу своего жениха, и отправляет письмо с извинениями и приглашением на свадьбу. Мечтатель в глубоком отчаянии, но он не может не простить героиню, потому что любит ее и хочет, чтобы она была счастлива. Режиссер-постановщик не озвучивает основную идею, хочет, чтобы зритель сам ответил на вопрос о том, могут ли два мечтателя быть вместе, потому что каждый из нас видит эту трагическую историю по-своему. Мы, конечно, сопереживаем главному герою, однако не может винить Настеньку – невозможно влюбиться по причине, невозможно выбрать объект своей любви, поменять его на более хороший и удобный. Стоит подчеркнуть, что Мечтатель в финале благодарен Насте, ведь он достиг своей мечты:
«О чем мне мечтать, когда я был так счастлив рядом с Вами…»
После спектакля зритель чувствует благодарность за возможность мечтать, за возможность любить. И пусть эта любовь не всегда взаимная и не всегда вечная, однако почувствовать ее стоит того, чтобы о ней мечтать и даже потерять ее.