Театр Сатиры представил зрителю пластический спектакль «Арбенин. Маскарад без слов». Постановка по мотивам пьес М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и «Арбенин» – совместный труд двух объединенных трупп: Театра Сатиры, понятное дело, и Прогресс Сцены Армена Джигарханяна. Тандем оправдал все ожидания.
За художественную составляющую был в ответе Максим Обрезков, который успел поработать и с Юрием Бутусовым, и с Римасом Туминасом. Его стильный, изысканный, тонкий почерк очень узнаваем. Так и в Арбенине – каждому предмету на сцене есть объяснение.
Открывается занавес, звучит музыка, довольная острая и харáктерная, и перед зрителем предстают куклы. Почему куклы, спросите вы. Максим надел на актеров маски, и не простые и плоские, а сложные и объемные. Стоит человек, а вместо его настоящей головы мы видим искусственную, то есть вместо его настоящих эмоций мы видим искусственные. Такой оригинальный дизайнерский ход как нельзя точно раскрывает посыл спектакля: все мы живем под масками, которые навешивают на нас не только окружающие, но и мы сами.
Важно обратить внимание на то, что мы видим маски буквально пупсов. Но эти девочки и мальчики, кружащиеся в танце, все знают и понимают: куда посмотреть, с кем поговорить, к кому приластиться, от кого отойти. Глядя на застывшие лица с еще не оформившимися чертами, зритель улавливает суровую мораль. Все идет из детства. Будучи маленькими, эти люди уже учились поиску нужных моментов и нужных ситуаций. Впитали с молоком матери манеру поведения в светском обществе.
А со вспыльчивым Арбениным (Максим Аверин), его нежной женой Ниной (Моряна Антоннен-Шестакова), ядовитой, но такой несчастной баронессой Штраль (Зоя Бербер) и другими героями советуем познакомиться через призму фотокамеры Варвары Ветровой.