Богов не боясь и с людьми не считаясь…

Богов не боясь и с людьми не считаясь…

Должны ли мы забыть Герострата — режиссёр Екатерина Королёва о выборе, своей миссии и театре принципиальных бунтарей
23 августа
19:15

Источник:

17 августа на сцене Нового Манежа состоялся показ трагикомедии Григория Горина «Забыть Герострата». Это история о человеке, который бросил вызов богам и уничтожил настоящее чудо света, храм Артемиды, только для того, чтобы прославиться. Страшно и больно звучит вопрос: «Почему же мы никогда не помним тех, кто строит, но всегда знаем тех, кто разрушает?»

Спектакль поставлен театральным проектом «Сначала театр — театр с начала». Пространство «Арт-платформа» в Новом Манеже принимает коллектив третий раз. Это первая работа театра в новом сезоне. Нашей редакции посчастливилось пообщаться с художественным руководителем Екатериной Королёвой.

— Почему выбор пал на «Забыть Герострата»?

— Когда берёшь материал, ты его выбираешь по принципу «нравится – не нравится». Ты можешь что-то сказать этим материалом или не можешь, цепляет он тебя или не цепляет. Я выбираю героя-бунтаря, который несёт какую-то свою тему, который что-то, естественно, либо созидает, либо разрушает, но он идёт поперёк общепринятых устоев. Я никогда не призываю к революции, но я всегда призываю к революции в умах. Отвечая на вопрос, поставленный Гориным, — мы не должны забывать Герострата ни в коем случае. Точно так же мы не должны забывать ни Гитлера, ни Муссолини, ни Сталина, — никого. Мы должны помнить: даже самый маленький человек, доведённый до отчаяния, может совершить очень страшный поступок — сжечь храм. Мне интересен вообще маленький человек. Как он может из хорошего, приятного ребёнка вырасти в чудовище. Вот это я и анализирую.

Я никогда не призываю к революции, но я всегда призываю к революции в умах.

У проекта на данный момент есть два спектакля: «Поединок» по Куприну и «Забыть Герострата». Но Ромашова нельзя назвать маленьким человеком. Екатерина уточнила: «Мы рассматриваем героя в момент перелома, когда он либо превращается в злодея, либо, как Ромашов, становится на путь человека, который может отдать жизнь за другого. Герострат и Ромашов — абсолютные антиподы. Разные люди, но всё равно герои, которые против чего-то».

Сейчас театр готовит ещё одну постановку. Объявление о работе над новым спектаклем появится позже, но одно можно сказать точно: линия бунтарей продолжится.

Герострат в исполнении Алексея Демидова — безумец, и в его одержимость веришь. Каждая улыбка, каждый взгляд, каждое слово — всё это настоящее, живое. Как античная статуя спокоен и как воплощение справедливости рассудителен архонт Клеон Ивана Можейко. Оба они — бунтари, но Клеон — бунтарь поневоле. Чтобы исполнить свой долг судьи, ему приходится идти против людей власти, плотно увязших в обещаниях и угрозах коварного Герострата. 

1692786634_1692705891853jpg.jpg

Комичен и трагичен одновременно образ правителя Тиссаферна Арсения Черепанова. Человек, не созданный для принятия сложных решений, но вынужденный править в городе, где его положение шатко, — он попадается в ловушку Герострата. Несмотря на глупость героя Горина, актёру удалось создать сложный, многогранный образ. Его Тиссаферна жалко, даже несмотря на то, что персонаж отрицательный.

1692786663_1692706320099jpg.jpg

— Когда мы читали пьесу, каждый актёр высказывался по поводу материала. Я вижу, как ребята начинают включаться, как они формируют свою собственную точку зрения. Это очень важно. Потому что не может быть равнодушного. Нельзя равнодушным выходить на площадку. Нельзя равнодушно проходить материал. Нельзя равнодушно репетировать.

Екатерина призналась, что иногда актёры над ней смеются. На каждой репетиции, когда ей что-то не нравится, она говорит: «Так, всё, стоп — сначала». Это фраза соотносится с названием театра: «Сначала театр — театр с начала».

— Я не люблю «деланый театр». «Деланый» — то есть всё отрепетировано, всё уже в схему загнано, все знают, что произойдёт дальше. Здесь никто не знает — это, конечно, большой стресс. Это как спорт, как футбольный матч. Ты не знаешь, как всё пройдёт.

Текст Горина старались сохранять, но часто у актёров вырывались современные словечки: «класс», «круто» и прочие. Екатерина призналась: это первый спектакль после двухмесячного перерыва, ребята очень нервничали. Однако это не портило впечатление, наоборот: в качестве костюмов актёры использовали пиджак, поэтому языковая современность выглядела органично.

Из «современности» пришла к героям трагикомедии и Ангел (Человек театра в пьесе Горина) — Ольга Никанорова. 17 августа у актрисы состоялась премьера — первое выступление в этой роли на сцене. Её образ совести, справедливости, грустного наблюдателя вышел очень трогательным. «Не старайся облегчить свою память забвением!» — кричит она архонту древнегреческого Эфеса, но этот голос мы слышим и сегодня, сейчас, из XXI века.

1692786715_1692705632013jpg.jpg

— Дело в том, что она знала, о чём она говорит. И это знание было так больно… Впервые на спектакле сегодня захлопали после этого монолога.

В спектакле было много интерактивных элементов. Первые реплики читались прямо из зала, а в одной из сцен Герострат, торгуясь с Клементиной — прекрасной Анной Вардеванян — вывел на сцену зрительницу из первого ряда.

— Взаимодействие со зрителем — это всегда риск. Это всегда вызов, потому что зритель к этому не привык. Либо они приходят на иммерсив и знают, что придут на иммерсив. На драматической постановке не все готовы и открыты к этому. Я хочу, чтобы было единое пространство — зрителя и актёров. Это моя задача. Мне важно, чтобы каждый человек уходил с чувством, которое не забывается. Поэтому да, это бунтарство. Принципиальное.

— Финал спектакля — актёры начинают писать имена гостей на ватмане. Я его поняла для себя, но мне важно услышать, что именно Вы вложили.

— Важно помнить не того, кто разрушает, а того, кто созидает. Того, кто строил храм — а мы не помним. Мне кажется, это современно сейчас. Какое-то событие в нашей жизни, связанное с «жёлтым хайпом» быстрее запоминается, чем что-то положительное. Поэтому я хочу, чтобы вы, раз уж пришли на этот спектакль и были с нами эти три часа, увидели свои имена, чтобы мы вам запомнились, чтобы вы нас запомнили, чтобы это было событием.

— Зритель, получается, и есть строитель?

— Конечно. Мы все строители. Мы выбираем путь — почти каждый день, даже каждую секунду, может быть. Мы можем встать на путь разрушения или встать на путь созидания. Герострат встал на путь разрушения. Он говорит: «Я разорился». Сколько сейчас таких людей, которых выгнали на улицу, которые остались без копейки и находятся на грани отчаяния? И они вот на этом выборе пути. Можно стать Геростратом. Либо стать строителями храма. Мы же говорим не про храм Артемиды — это метафора. Мы говорим про собственный храм, храм в душе. Человек может этот храм в душе сжечь или создать.

Мы говорим про собственный храм, храм в душе. Человек может этот храм в душе сжечь или создать.

Жанр — трагикомедия — очень точно определяет характер разворачивающихся событий. Первое действие — смешное, местами нелепое. Оно вселяет надежду, что добро восторжествует и Герострат будет наказан по греческим законам. К середине второго действия становится уже не до смеха.

Несмотря на то, что пьеса написала в 1972 году, сегодня она звучит необыкновенно остро и современно.

— Любой материал начинает звучать в нынешних обстоятельствах абсолютно однозначно. Он звучит больно, потому что мир сейчас горит. Мир — это храм. Дальше каждый думает сам, находит этого поджигателя, фантазирует. Но для меня принципиально, чтобы каждый слышал мою позицию и принимал позицию из созидания. Вот и всё.

Стать строителями храма поможет и Арт-платформа в Новом Манеже. Сейчас действует специальная студенческая программа. Чтобы участвовать в ней, нужно лишь иметь студенческий билет и следить за появлением промокодов для студентов в телеграм-канале. Следующий спектакль «Театра…» — музыкальная драма «Поединок» — состоится 20 сентября, а посмотреть «Забыть Герострата» удастся 25 сентября.

Автор фото: Елизавета Крючкова

Редактор: Елизавета Желудева


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним