Провокационная постановка с рейтингом 18+ о мужчинах и женщинах в Театре Романа Виктюка. Произведение драматурга Валентина Красногорова, по которой ставится пьеса, называется «Давай займемся сексом!». Эта фраза звучит на протяжении всего спектакля особенно часто.
История о тоске, «на которую обречен человек, если из его жизни уходит любовь и остается только секс». В постановке четыре главных героя: Муж, Жена, Девушка и Профессор.
Кажется, что перед нами классический любовный треугольник: муж больше не испытывает влечения к жене, поэтому идет к молодой любовнице. Однако все не так банально: к истории каждого приобщен профессор психологии, сексологии и «много чего еще».
Абсурдность ситуации в том, что все говорят об интимной близости, призывают к ней, но когда нужно переходить от слов к делу, то все становятся дико беспомощными и даже инфантильными. Эта озабоченность контрастирует со скромностью девственников бальзаковского возраста. В ходе попыток разобраться в своей сексуальной жизни герои пересекаются друг с другом. Остросюжетной истории нет, здесь, скорее, спектакль эмоций и впечатлений.
Финал разбивает наши сомнения: перед нами пациенты психиатрической клиники. Все они придумали себе новую личность и страдают от одного расстройства — похоти. Оказывается, что Жена (Екатерина Карпушина) в реальной жизни никогда не была замужем, а у ее мнимого Мужа (Павел Новиков) есть настоящая супруга. Девушка (Мария Казначеева), заявлявшая о своей неопытности и юности, имеет за спиной три развода. Профессор (Олег Исаев) же — обычный учитель словесности в школе. Возможно, он даже никогда и не имел контакт с женщинами.
В течение всей постановки над героями угрожающе нависает белое платье с неимоверно длинными рукавами. Сначала создается впечатление, что это – свадебное убранство. Но где же торжество? И где та невинность, которую обычно символизирует подвенечное платье?
Лишь в финале становится понятно: перед нами платье-смирительная рубашка. Стремление к сексу – это грязно. Надо ломать руки, обнимать самого себя, но не желанного человека. Для близких людей главных героев, которые отправили их в психиатрическую клинику, вожделеть часто и заявлять об этом громогласно – безумно, антисоциально.
Периодически перед нами появляется кровать. Довольно интимное место в спальне супружеской пары остается пустым и холодным. Либо, наоборот, вмещает в себя толпу похотливых тел.
Сцена усыпана множеством газетных обрывков. В постановках Романа Виктюка часто используется бумага: она рвется, хрустит и приобретает любую форму в руках актеров. Бумага то чудесным образом прикуривается, то превращается в цветок для любимой. В серо-белую гамму газетных обрывков периодически примешивают красный цвет. Алые клочки более интересной формы: они похожи на цветы, которые символизируют особую страсть, бунт против обыденности еженедельных сводок.
Смех зрителя раздается на протяжении всей постановки. Образы героев гротескны: на первый взгляд, в них нет глубины. Фразы, позы, наряды полны грубой пошлости. Герои кричат о желании заниматься сексом, заявляют о готовности изменить партнеру, легкомысленно убегают от проблем (в интимной жизни, конечно же).
Однако финал добавляет резкие ноты драмы в этот фарс. Мы узнаем, что действие разворачивается то ли в психиатрической палате, то ли в воображении пациентов клиники. Так ли низменны помыслы тех, кого Сестра (Людмила Погорелова) называет душевнобольными? За похотью скрывается желание любви и тепла. Каждый из героев по-своему одинок. Флер этого одиночества ощущается даже в комедийной части, а в финале мы проникаемся историей героев и начинаем понимать природу чувства глубинной тоски.
В конце герои практически кричат о своей боли и покинутости, заявляя Сестре:
«Мы просто хотим, чтобы нас пожалели».
Сотрудница больницы не способна на сочувствие, хотя испытывает то же самое. Из ее финального монолога становится ясно, что Сестра сама заразилась похотью и одиночеством, даже принимает те же лекарства, что ее пациенты. От тоски и желания любить нет спасения даже самым «здоровым» людям.
Редакторы: Полина Чистякова, Елизавета Желудева
Автор фото: Ксения Карева