16 марта в Театре на Покровке состоялся пресс-показ спектакля «Самозванцы» по мотивам пьес о Лжедмитрии I. Режиссёр Михаил Милькис представил первым зрителям смелое трёхчасовое действие о тёмных вехах истории страны – Смутном времени. Трагикомедия «Самозванцы» стала второй премьерой нового главного режиссёра Театра на Покровке. В постановке с использованием глубокого психологизма раскрывается история Лжедмитрия, его супруги Марины Мнишек и других исторических и вымышленных персонажей, замешанных в судьбоносных хитросплетениях начала XVII века. Сценическая версия театра основана на произведении А.С. Пушкина «Борис Годунов» и неконченной пьесе Шиллера «Demetrius».
«Свобода, лучшая жизнь и ни капли русской крови» – с таким лозунгом отправляются мечтатели в путь на Москву. Но с чем на деле они добираются в Кремль? Руки по локоть в крови, любовь испарилась как сон, а сомнения в себе терзают души.
Два авантюриста и лицедея решаются изменить ход истории и занять «место под солнцем», заявив свои права на престол.
«Когда все построено на театре, когда человек берет себе другое имя, другой костюм и устраивает подобную вещь – это, мне кажется, очень по-русски».
В контексте театральной среды мастер изображает актуальный и на сегодняшний день феномен «самозванства». Перед вторым актом Милькис устроил аттракцион «неслыханной щедрости», попытавшись подкупить зрителей. Продолжая обличать самозванцев, режиссер переключился на зрительный зал. Режиссер попытался выявить чужаков в мире искусства, готовых предать театр за несколько тысяч и покинуть зал, не возвращаясь в него. И снова автор попал в самую точку: один из зрителей не смог устоять перед денежным соблазном.
Создатель спектакля принимает непосредственное участие и в самом действии: озвучивает режиссёрские реплики, комментируя репетиции артистов. Милькис и за кулисами, и со сцены напоминает зрителю о том, что с раннего возраста в жизни каждого человека появляются игра и театр.
Сперва может показаться, что постановка уведет читателя далеко-далеко в историю Руси. На самом же деле, с первых минут действия становится ясно – настало время экспериментов. Режиссёр сплетает воедино театральную и историческую нити, помещая «самозванцев» на сцену, чередуя исторические события с репетициями на подмостках. По мнению Милькиса, феномен самозванства тесно связан с миром театра. Персонажи уверенно отыгрывают свои роли, будучи уверенными, что все реально. По итогу каждый остается несчастен: Димитрий разочарован в своем статусе правителя, лишающего его желанной свободы, подавлен предательством «любимой», возжелавшей власти, а не его.
Найти счастливых эпизодических персонажей становится невозможно, разве что убийца юного сына Ивана Грозного (Михаил Сегенюк) перед кончиной «счастлив», что Россией будет править его убийца, и «наконец-то, страна окажется в надёжных руках». Но так ли это?
В центре сюжета – Лжедмитрий I. Он же незабвенный основоположник явления, закрепившегося в российской действительности на века. Кто он – самозванец? Тот, кто дал себе новое имя, новый статус, облачился в новый костюм, который как ни крути ему не по размеру. По мнению режиссёра Милькиса, способность играть живет в каждом человеке, и в современных реалиях люди не утратили этот значимый навык.
В главных ролях задействованы молодые талантливые артисты. Так, в образе Лжедмитрия I на сцену вышел Владислав Хитрик, присоединившийся к труппе театра менее года назад. Еще только начинающему свой творческий путь актеру доверили неоднозначный, но тем и впечатляющий образ лже-правителя. Уверенный в своей принципиальности и законном стремлении занять злополучный трон юноша не представляет, чем обернется для него эта победа. Не менее яркую и запоминающуюся партию Марины Мнишек исполнила Юлия Витрук. Режиссер Михаил Милькис пригласил актрису МХТ имени Чехова на роль целеустремлённой и беспринципной лже-царицы. Прирождённый манипулятор сама оказывается пешкой в чужой жестокой политической игре.
Символы заполняют все пространство: от псевдо-корон и роскошных кокошников до ретро-телевизоров и фигуры скалящегося волка. Художником-постановщиком выступил главный художник Театра на Покровке Виктор Шилькрот. 4 марта мастер провел творческий вечер в Центральном Доме Актера, где поделился с гостями опытом и рассказал о своем подходе к делу.
На встрече Шилькрот отметил невозможность безошибочности творческого процесса. Обладатель премии «Золотая маска» вспомнил случай, когда первоначально принятое командой цветовое решение оказалось провальным. В одной из сцен оперы «Женитьба Фигаро» артисты, облачённые в белые одеяния, настолько сливались друг с другом, что даже самый внимательный зритель не смог бы отличить одного актера от другого. Такая путаница угрожала нарушить весь ход развития событий и отвлечь зрителя от сути. Впоследствии после добавления цветового разнообразия в костюмы героев, задуманная картина воплотилась на сцене.
Работа над «Самозванцами» оказалась не менее трудной и требовала творческого подхода. Перед художником стояла непростая задача – создать ретро пространство, сочетающее в себе все несочетаемое, абсурдное, гротескное. И в то же время необходимо было не увести зрителя от простой сути – внутри каждого человека живет самозванец, ведь жизнь наполнена игрой и примерками все новых ролей. Однако как артист может быть неограничен в своем образе, также и человек зачастую запутывается и проживает чужую жизнь в инородной роли.
Не только герои, но и само повествование оживает в контексте ретро декораций. Витиеватый пазл складывается в абсолютный оксюморон. Сценография включает и плакаты со старыми американскими боевиками с Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером. На фоне Том и Джерри, бегаюшие друг за другом в одноимённом мультфильме, и красные лучи, пробивающиеся, словно кровь, сквозь тёплый приглушенный свет лампы.
Шилькрот нисколько не изменяет себе и создаёт свойственные ему многоуровневые конструкции. Герои используют их словно убежище, где можно укрыться от внешнего мира и побыть самим собой. И в то же время декорации напоминают беззаботное детство, площадку, где можно полазать.
Герои постановки Михаила Милькиса приглашают зрителей поразмышлять над собственным местом в обществе и взглянуть на историческую эпоху под другим углом. Приобрести билеты на ближайшие показы спектакля 29 марта и 18 апреля можно на официальном сайте Театра на Покровке.