Ноктюрн (в живописи) – термин, появившейся благодаря Джеймсу Уистлеру. Художник именовал ноктюрнами живопись изображающую ночные и сумрачные сцены, или сцены с отсутствием прямого света.
Ноктюрнские картины присутствовали во всех эпохах и стилях искусства. Такая живопись свидетельствует о преодолении художника множеств трудностей. Часто мастеру приходилось прибегать к светотени и световым эффектам от искусственного свет, в то время как естественный свет должен исходить от луны или звезд. В качестве искусственного освещения использовали свечи, лампы, фейерверки и многое другое. Цветовой диапазон в ноктюрнах чаще всего холодный. В некоторых художественных стилях особенно развивались такие сцены, как барочная тенебризма.
Уистлер использовал термин в названии своих произведений для представления картин с «мечтательным, задумчивым настроением». Также этот термин используют в музыкальном мире. Ноктюрн соответствует ночной жизни, созданной Фредериком Шопеном. Он написал 21 ноктюрн. В музыке существует множество других терминов, такие как «симфония», «гармония», «учеба» или «расположение», они подчеркивают тональные качества, состав и содержаниеповествования. Ноктюрн в музыкальном мире ассоциируется «с мягким рассеянным светом, приглушенными тонами и туманными обрисованными объектами, все из которых наполняют произведения с сильным чувством настроения».
Самые известные ноктюрны:
«Ночной дозор» (1642), Рембрандт
«Звездная ночь над Роне» (1888), Винсент ван Гог
«3 мая в Мадриде» (1813-1814), Франсиско де Гойя