Не с зелёным монстром, а с зелёным цветом. Вернее — с зелёной краской! Зелёный, возможно - самый трудный цвет, вечная головная боль и проклятье многих живописцев.
Зелёный - это цвет, на котором спотыкаются все. Если ты владеешь зелёным, значит ты мастер! Новичкам всегда тяжело работать с ним. Этот цвет манящий и коварный.
Лето считается сезоном «зеленки» и не является фаворитом среди колористов. Возможно, именно из-за зеленого в русской живописи, как и в русской поэзии, важнее осень и зима.
Художники, начиная с Моне, стараются писать не в середине дня, когда солнце «уплощает» зелёный цвет, а в переходных состояниях света, на низком солнце - утром, вечером, в сумерках, тумане, или, хотя бы, в контражуре. На один вид сочного полуденного луга придётся десяток рассветов, сумерек, и т.д. позволяющих писать зелёный без зелёного.
А ещё можно переключиться с деревьев на другие сюжеты — вода, цветы, архитектура — главное, поменьше всяких листьев.
Кандинский, известный не-любитель зелёного цвета, писал так:
«Зеленый цвет есть основная летняя краска, когда природа преодолела весну - время бури и натиска - и погрузилась в самодовольный покой».
Если приглядеться, то можно заметить, что именно в середине лета почти все деревья имеют одинаковый оттенок.
Возможно, дело ещё и в том, что мы не располагаем на палитре таким же роскошным зелёным цветом, какие есть, например, в ряду синих: там глубокие и насыщенные ультрамарин, индиго и т.д. Зелёные классически представлены небольшим набором.
Зеленый, замешанный в одиночку – цвет промежуточный. Получить идеальный зеленый крайне сложно. Настолько, что есть даже книга на эту тему: Майкл Уилкокс - «Синий и жёлтый не дают зелёный».
У художников прошлого с зелёными красками было ещё хуже: они стоили слишком дорого (малахит, который вдобавок еще и чернеет со временем) либо плохо ложились (зеленая глина, которая из-за этого используется в основном как нижний слой), были нестойкими (растительные красители: крушина, сок ириса, сок порея) либо едкими и разрушали краски вокруг них или грунтовку под ними (искусственные окиси меди).
Средневековье вообще идейно не пользовалось смешиванием красок, почитая только чистые и простые цвета. И, кстати, едва ли не самый прекрасный зелёный в истории искусства - именно готический, чистый и сверкающий цвет, сопоставленный с другими такими же звучными цветами - синим, жёлтым, и, особенно, красным.
Первые опыты по смешению синего и жёлтого в живописи были сурово осуждены Французской Академией Художеств как недостойные профессии живописца.
Но большинство пейзажистов прошлого особо и не нуждались в зелёном цвете. Пейзаж был жанром второстепенным, и до импрессионистов мало кому приходило в голову, рисуя дерево, посмотреть на настоящее дерево: достаточно было уважаемых образцов.
Зеленый цвет многим обязан эпохе импрессионистов. Именно он дал ему возможность проявить себя. Они увидели настоящий зеленый цвет и представили его своим зрителям.
К тому моменту технологии дошли и до живописцев. Стало возможно передвигать мольберты, что позволило свободно писать с натуры, то есть с природы. Этот технический рывок позволил зеленому обогатить себя различными оттенками. Зелёному цвету это пошло на пользу, и он расцвёл ярко, как никогда.
Зелёный можно любить или не любить - как, например, не любил его Кандинский.
Мастера зелёного - те колористы, кто выстраивает цветовую гармонию с участием зелёного.
А ещё зелёный слушается тех, кто умеет тонко работать с тональными отношениями - если говорить даже о сугубо реалистическом пейзаже, то такие мастера тона, как Левитан или Крымов, справлялись с ним играючи.