«Blonde» с Мэрилин Монро: Все, что вы видите на экране – ложь и глумление

«Blonde» с Мэрилин Монро: Все, что вы видите на экране – ложь и глумление

Рассказываем о новом «байопике» про самую известную женщину ХХ века и почему у него была одна (1) задача, которую он не выполнил. В центре софитов – игра Аны де Армас.
04 октября
19:15

Источник:

Наверное, вы слышали последние слова Мэрилин перед ее смертью: «Пожалуйста, не сделайте из меня шутку». Она словно предвидела, какой именно будет видеть ее мир. Примечательно, что в этом году исполняется ровно шестьдесят лет со дня ее смерти, и за эти шестьдесят лет мы так и не выучили свой урок. Она не хотела быть шуткой, но стала куклой – всеобщей куклой.

1664882655_wcbmsdutuh4jpg.jpg

«Блондинка» основана книге Джойс Кэрол Оутс 2000 года (оригинал в твердом переплете — 738 страниц) о жизни Монро. В романе Оутс опирается на исторические записи, но также изрядно играет с фактами на грани художественного вымысла. Во введении к книге критик Элейн Шоуолтер пишет, что Оутс использовала Монро как «эмблему Америки двадцатого века». Без особой убежденности Шоуолтер добавляет: «Она была женщиной, которая была гораздо больше, чем жертва».

Мэрилин Монро заполнилась своей улыбкой, смехом, романом с президентом Джоном Кэннеди и белым платьем, которое струится между ее ног. Вместе с этим за свои 36 лет Норма Джин (а именно так по рождению ее зовут) пережила многочисленные унижения и ужасы — отсутствие отца, жестокое обращение матери, жизнь в детском приюте, время в приемных семьях, периоды нищеты, недостойные роли в кино, борьба с психическими заболеваниями, злоупотребление психоактивными веществами, сексуальные домогательства, внимание ненасытных поклонников — и это только часть всего, что действительно выпало на ее судьбу.

1664882685_2wpfrlllfr4jpg.jpg

1664882712_mi1abdwqje8jpg.jpg

Сценарист и режиссер «Блондинки» Эндрю Доминик, кажется, полностью проигнорировал эту часть ее жизни. Его Норма Джин — и ее гламурное альтер-эго Мэрилин Монро — состоит исключительно из травмы и покорности: с годами и даже по мере того, как слава актрисы растет, с ней снова и снова обращаются плохо даже те, кто утверждает, что любит ее. Жертва косых взглядов мужчин и зависти женщин (в отличие от реальной Монро у Мэрилин из фильма нет подруг), она осознает свое трагичное положение, но ни делает ничего, чтобы хоть как-то на это повлиять. Со своей дрожащей улыбкой она просто существует, не чувствуя, что собственная жизнь принадлежит ей самой. Весь фильм, который длится около трех часов, представляет собой склейку из разных периодов жизнь Мэрилин, но связанного повествования не чувствуется. Единственное, что действительно удерживает внимание – игра Аны де Армас, которая исключительно повторила манеру актрисы.

1664882744_eknv9f85kcqjpg.jpg

Фильм начинается с короткой прелюдии, которая представляет Мэрилин на пике ее славы, а затем нам рассказывается грустная история об одинокой маленькой девочке по имени Норма Джин с ужасающей с неуравновешенной матерью-одиночкой Глэдис (Джулианна Николсон), которая сходит с ума. После нас ждет монтажная склейка с повзрослевшей девушкой (Ана де Армас). Чтобы добыть денег на жизнь она становится моделью журналов для взрослых. Через пару секунд мы следуем за Нормой на актерские пробы к известному кастинг-директору, который насилует ее в своем кабинете. Его зовут Мистер Z и, по-видимому, его персонаж основан на Дэрриле Ф. Зануке, давнем президенте студии 20th Century Fox, где Монро стала звездой.

1664882906_zm2wh9toypgjpg.jpg

В фильме присутствует, казалось, самый странный художественный вымысел о личной жизни Мэрилин из всех возможных – полиаморные отношения. Несмотря на то, что у актрисы на самом деле было большое количество поклонников, а также есть свидетельства о том, что среди них были и женщины, сама Монро никогда не состояла в отношениях между тремя людьми. По сценарию, Мэрилин вступает в отношения с сыном Чарли Чаплина Чарльзом «Кассом» Чаплином-младшим (Ксавье Сэмюэл) и Эдди Робинсоном-младшим (Эван Уильямс). В реальных источниках нет никаких доказательств того, что они были вместе. Касс Чаплин утверждал в своей биографии «Мой отец, Чарли Чаплин», что у него был роман с Монро в 1947 году, но правдивость этого до сих пор вызывает сомнения, а что касается Эдди, то они с  Монро были близкими с друзьями.

1664882793_z1vnit8m5cjpg.jpg

Все, чего не хватает в этом байопике, так это живого образа Монро – ее остроумия, смекалки, упорства. Она интересовалась и хорошо разбиралась в политике, активно выступала за защиту неимущих и обделенных. Хорошо известна ее дружба с джаз-королевой Эллой Фицджеральд; Мэрилин не пропускала ни одного выступления подруги, а также помогла ей получить первую работу. Она проделала гигантскую работу как актриса, истинную глубину ее профессиональных амбиций отмечали независимые критики ХХ века. Мало кто знает, но Мэрилин глубоко была опечалена фактом того, что ее брали исключительно на роли глупых красоток. Понимая, что мужчины-режиссеры никогда не посмотрят на нее за гранью этого образа, она создала собственную кинокомпанию Marilyn Monroe Productions, Inc, желая спродюсировать собственные проекты и играть более сложных женских персонажей.

1664882950_merlin213568344db5fa607f5994da48eecafc134c20d80superjumbojpg.jpg

В фильме Эндрю Доминика полностью отсутствует какое-либо понимание Монро как личности – она просто красивая женщина, на долю которой выпало много несчастья. Жизнь Монро была тяжелой, но в ней было нечто большее, чем уловил Доминик, доказательством чему служат фильмы, которые она оставила после себя — «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», «В джазе только девушки». Судя по «Блондинке», свой успех она заработала просто потому, что вовремя хлопала глазками и улыбалась, что глубоко не так – в реальности она тяжело и упорно работала над своими актерскими данными. Сара Черчвелл в своей книге «The many lives of Marilyn Monroe» писала:

«Одной из причин, почему Мэрилин стала заложницей своего сексуального образа, было то, что свой путь она начала с откровенных фотографий в стиле пин-ап. Концепция пин-ап специализировалась на репрезентации женщин как сексуально-доступных женщин». Когда Мэрилин была на пике популярности в 1950-х, общественность узнала о ее фотографиях, и на актрису опустилось большое количество порицания, ненависти. В умах общественности она больше не была личностью – она стала сексуальном объектом.

Эндрю Доминик хотел рассказать откровенную историю Нормы Джин, но в итоге уподобился всем тем, кто видел в ней лишь тело и красивое личико. Надеемся, что это была последняя попытка Голливуда нажиться на образе Мэрилин Монро.

Если вы хотите посмотреть на реальную, исторически точную историю этой актрисы, то предлагаем следующие материалы:

  1. Уже озвученную книгу Сары Черчвелл «The many lives of Marilyn Monroe»
  2. «Тайна Мерилин Монро: Неуслышанные записи» от Нэтфликс
  3. «С Любовью, Мэрилин» (2012)
  4. Marilyn Monroe Declassified (2016)
  5. Видео от Мины Ли Let`s Discuss: the obsession with Marilyn Monroe


Читайте также
26 апреля
11:40
Пацанская антиромантика: на ММКФ показали казахско-киргизский блокбастер «Приговор»
26 апреля
09:00
«Мне не жаль, что я убил человека»: на ММКФ показали турецкий фильм «Меж псом и волком»
26 апреля
08:30
«Мосфильму» — 100! В Москве прошла лекция, посвященная юбилею легендарной киностудии