"Утиная охота" Александра Вампилова на новый лад

"Утиная охота" Александра Вампилова на новый лад

22 апреля театр “Триптих” представил премьеру спектакля “Утиная охота” по мотивам пьесы Александра Вампилова

23 мая
14:45

Источник:

Ведущий творческий коллектив Москвы «Триптих» существует с 2012 года, и за это время театр успел поставить множество разных пьес: как мировую классику (“Обыкновенное чудо” Е. Шварца, “Безотцовщина” А. Чехова и др.), так и новые произведения (“Мой домовой” Ю. Суворовой, режиссера театра).

Не случаен выбор произведения Александра Вампилова — театр уже ставил пьесу “Старший сын”. Как признается режиссер “Утиной охоты” Юлия Суворова, она уже не в первый пыталась “зайти” в эту драму, но получилось только во время пандемии.

История произведения

Пьеса была написана в 1967 году и история ее трагична, хотя ее и опубликовали в альманахе “Ангара” в 1970 году, после этого ее почти не печатали. Первая постановка состоялась лишь в 1976 году в Молдавии.

Основное действие драмы происходит в квартире главного героя Виктора Зилова, а также в кафе. Часто композицию и идею “Утиной охоты” сравнивают с романом М. Лермонтова “Герой нашего времени”, как и книга, пьеса выстраивается из воспоминаний главного героя. 

Более того, сначала они даже будто и не связаны друг с другом. Сам главный герой — воплощение потерянного, сломленного человека, который утратил интерес к жизни и к людям, которые его окружают. У него есть все, но только внешне, внутренняя жизнь Зилова мучительна. Одиночество среди людей, которые не нужны друг другу. Сюжет произведения строится на том, что Зилов собирается на утиную охоту и вспоминает все, что было до этого.

Что получилось

Постановка получилась очень камерной: сцена на сцене и небольшое количество зрителей. Все образы, персонажи яркие и характерные — они легко запоминаются, врезаются в память. Создается ощущение, что это не актеры, а действительно настоящие люди, которые просто живут на сцене. Персонажи словно двигающиеся портреты — с гиперболизированными чертами, как дети, которые не пытаются сдерживать эмоции и не понимают, что другие чувствуют. 

“Жизнь в основном проиграна”

Атмосфера спектакля — глубокое одиночество, недоверие, ненужность. Нет счастливых героев, все делают друг другу больно. Даже влюбленная в Зилова студентка Ирина становится равнодушной к чужому горю — ей все равно, что Виктор женат, что он молчал об этом.

Люди, которые давно не приносят друг другу счастья, почему-то не могут расстаться, они общаются по по привычке. Им кажется, что прекратить общение больно, но намного больнее от таких отношений. Ведут себя герои карикатурно, так, как психически больные люди.

Более того, тема насилия и эмоционального, и физического раскрывается очень ярко. Среди коллег и друзей приемлемо стукнуть кого-то, влезть в драку, подавлять морально. Зилов же вообще силой пытается удержать жену, которой он изменял и врал. Зилов не умеет любить, он только играет людьми, испытывает их. Он настоящий абьюзер. Друг Зилова Саяпин жалуется, что у него нет своей квартиры — ведь в ней было бы гораздо проще стукнуть жену, покричать на нее. 

“Я не ханжа”

Весь интерес, разговоры “друзей” сводятся к чему-то жестокому или материальному, например, к квартире. Официант Дима считает деньги. Зилов все время подозревает, что друзья хотят украсть его квартиру. Все друг другу завидуют. Люди перестают быть собой, становятся подстилками, когда речь идет о получении материальных благ. Это безостановочная истерика, все друг друга душат — нет ничего свежего — все герои давно знакомы. Разве что студентка Ирина становится новым лицом, но она настолько слаба и невинна, что у нее не получается “лечить” других своей любовью, она погрязает в этой духоте сама.

Вторая тема, которая как раз заявлена в названии произведения — утиная охота. Это болезненная мечта главного героя, мечта неосуществимая. По сути, на протяжении всей пьесы он готовится к ней. Зилов говорит о ней со всеми, предвкушает время, когда поедет на нее. Ждет, когда закончится ливень, злится на погоду. Из диалога с его коллегами мы узнаем, что главный герой никогда не попадал в цель. Для него счастье — единение с природой.

Вообще, образ утки достаточно неоднозначен. В какое-то время Зилов начинает ощущать себя уткой и пытается совершить самоубийство, но так же, как и на охоте, у него не получается попасть в цель. Для него убить утку — равносильно убийству человека. Он делает много безрассудных решений, но не может стать таким же хладнокровным, как официант Дима — его друг и одновременно антагонист главного героя — который даже критикует Зилова за нервность и нерешительность. 

Все в пьесе двойственно. Ощущение одиночества — счастье и страдание. Дружба — ненависть и взаимопомощь. Любовь — доверие, нежность и зависимость, жестокость. 

Воспоминания Зилова неприятные, тягучие, как черви. Все проникнуто пустотой и тоской. Не случайно друзья дарят Зилову в шутку венок, как будто он мертв. Герой действительно мертв внутренне, ему уже ничего не приносит в жизни радость. Сон становится реальностью, все смешивается, становится абсурдным и потусторонним. Кольцевая композиция помогает создать атмосферу замкнутости, безвыходности ситуации.

Особенности постановки 

Необычны способы воздействия на зрителя. В спектакле смешаны разные техники: и современная хореография, и минималистичная музыка, которая погружает в состояние транса. Герои ломают четвертую стену. Все это свежо и неожиданно. 

Также стоит отметить образ Будды как символ нехватки равновесия в жизни Зилова, для которого идеал — хладнокровный официант Дима. В конце сам Зилов находит себя и принимает образ Будды. Как рассказала режиссер Ю. Суворова, эта находка — дань уважения Александру Вампилову, в роду которого были буддисты.

Как типичное произведение пост-модернизма, здесь можно найти референсы к различным явлениям современной культуры — и к сериалу “Твин Пикс”, и к хеппи-енд в стиле американских ромкомов.

Интересно и то, как смешивается советская и современная действительности. По сюжету Зилову “выдают” квартиру, но все герои пользуются смартфонами — будто у спектакля нет времени.

Сама Юлия Суворова, режиссер постановки, отметила, что для нее очень важны произведения Вампилова, она еще в детстве посмотрела фильм “Отпуск в сентябре” по этой пьесе автора, и на нее он произвел сильное впечатление.

Следующие показы

Следующие показы “Утиной охоты” театра “Триптих” состоятся 12 июня, 19 сентября и 28 ноября.


Читайте также
25 апреля
15:15
В Театре Вахтангова состоялась премьера «Севильского цирюльника»
23 апреля
11:05
«Вахтанговский Практикум» представил спектакль о театральной публике
21 апреля
18:00
Спектакль «Клуб анонимных книгофобов»: как гопник Евгений стал лидером мнений